Польша сделала большой шаг к выходу из Евросоюза
Польский суд решил, что законы страны стоят выше, чем евросоюзовские
Конституционный суд Польши 7 октября признал неконституционными некоторые пункты договоров с Евросоюзом. Главное из них - это принцип верховенства права ЕС над польскими законами. То есть польский суд решил, что польские законы стоят выше, чем евросоюзовские.
Соответствующее представление в Конституционный суд сделал премьер Матеуш Моравецкий. Он просил проверить конституционность верховенства европейского права над национальным.
Польша уже длительное время конфликтует с ЕС из-за скандальных законов, которые ограничивают независимость судебной власти, свободу СМИ и права ЛГБТ. Брюссель последовательно критикует за это Варшаву.
Моравецкий заверил, что Польша, тем не менее, будет придерживается всех норм европейского права в той мере, в какой они зафиксированы в договорах с ЕС.
Никто не знает, какими точно будут долгосрочные последствия такого решения, но боюсь, катастрофическими. В течение последних двух лет продолжается фактический "Полекзит", то есть выход Польши из Евросоюза. А 7 октября в этом направлении сделали еще один важный и большой шаг.
В течение последних двух лет продолжается фактический "Полекзит", то есть выход Польши из Евросоюза
Хотя речь вроде бы идет о судопроизводстве, на самом деле о том, что польские власти позволили себе выбирать, какие приговоры суда Евросоюза, они захотят выполнять, а какие - нет. Одни правила им понравятся, и они примут их, а другие - нет, и потому их отвергнут.
Нельзя принадлежать к клубу и не придерживаться его принципов. Никто не играет в футбол по своим правилам. Ведь тогда можете начать бить по ногам игроков из другой команды, считая, что вам это разрешено.
Польша нарушает основы функционирования Евросоюза как единого блока. Теоретически за это ее должны выгнать из ЕС, но такой процедуры нет. Выйти можно только, если страна сама подаст соответствующую просьбу, как это сделала пять лет тому назад Великобритания.
Очевидно, правящая партия "Право и справедливость" этого не сделает. Ее руководство говорит, что речь идет исключительно о соблюдении польской конституции. Это говорят люди, которые себе во благо многократно нарушали главный закон. Речь идет не о конституции, а о дальнейшей концентрации власти в руках ПиС.
Речь идет не о конституции, а о дальнейшей концентрации власти в руках ПиС
ПиС имеет законодательную и исполнительную власть, суды и прокуратуру, основные СМИ и значительную общественную поддержку. Только критика Евросоюза до сих пор мешала им делать все, что заблагорассудится. Решение трибунала - путь к политической и юридической безнаказанности. Чтобы ни одна международная организация не могла стать помехой.
ПиС строит однопартийную авторитарную систему. Но такие системы, которые на первый взгляд кажутся очень прочными, на самом деле хрупкие. В свое время СССР во главе с Компартией развалился, как карточный домик, а с ним упал и весь Восточный блок.
Руководство ЕС на уровне политиков и институтов возмущено. Говорит, что Варшава перешла "красную линию". Краткосрочные последствия этой выходки будут в замораживании со стороны Еврокомиссии постпандемичной помощи и займов на 57 млрд евро.
Задержание этих денег, не так вредит польской власти, как обществу. Польша существенно пострадала от пандемии - многие бизнесы обанкротились, инвестиции уменьшились, люди потеряли работу. Такие вливания были бы спасением, чтобы восстановить польскую экономику. 18 стран уже получают похожую помощь из фондов ЕС. Без этих денег восстановление будет значительно медленнее.
ПиС решила сыграть боксерский бой там, где играли в шахматы
ПиС решила сыграть боксерский бой там, где играли в шахматы. Верховенство европейского права им мешало. Нормальное функционирование Евросоюза невозможно, если польские суды будут выборочно принимать решения судей из ЕС. Без взаимного признания приговоров будет хаос. И за каждым таким решением будут против Польши санкции или другие наказания.
Это подрывает основы функционирования Евросоюза. Единственное законодательство ЕС возникло благодаря совместным усилиям 27 стран. Благодаря этому французы могут работать в Польше, а поляки во Франции. Благодаря этому имеем беспрепятственное движение товаров и услуг между странами. Инвестиции и легкость ведения бизнеса. Наконец, защищенность для себя и бизнеса в целом блоке. Все эти преимущества сейчас под угрозой. Не говоря о том, что такое решение сильно бьет по позициям Польши в Евросоюзе.
В течение 30 лет я был корреспондентом польской Gazeta Wyborcza в Брюсселе и наблюдал за интеграцией Польши в ЕС. Поэтому мне особенно больно видеть, как разрушаются все эти достижения.
К сожалению, есть ощущение, что не существует единой Польши, а их, как минимум, две. И каждая удаляется от другой
Какой будет Польша зависит от поляков. К сожалению, есть ощущение, что не существует единой Польши, а их, как минимум, две. И каждая удаляется от другой. Их объединяют только язык и история, но даже на прошлое смотрят они совершенно по-разному. Меня лично ничего не объединяет с людьми, которые голосовали за ПиС. Для них я тоже не являюсь поляком. Я не принимаю их националистической, ксенофобской, антисемитской и антиукраинской Польши. Мне она отвратительна. Так же для них неприемлема моя либерально-демократическая, открытая и толерантная Польша.
Решение Конституционного трибунала еще больше отдаляет нас. И расстояния увеличиваются до уровня Марианской впадины между Польшей и Польшей.
Записано в комментарии для Gazeta.ua