Украинцы ожидают от президента чуда
Каждый раз делаем вид, что выбрали неправильного чудотворца
Президенту Владимиру Зеленскому доверяют почти 33% опрошенных украинцев, не доверяют 61%, свидетельствуют результаты опроса Центра Разумкова, который проводился с 29 июля по 4 августа 2021 года. На выборах 2019-го года во втором туре Зеленского президентом избрали 73,22% пришедших на участки.
Из-за низкой политической культуры от президента ждут чуда. Выбираем чудотворца. Затем чуда не получается, но человек не хочет менять свои взгляды. Поэтому делает вид, что выбрали неправильного чудотворца. Следующего – точно выберем правильно.
Надо становиться гражданскому обществу более культурным в своих требованиях и более системным в своей работе. У нас в принципе не понимают, что такое власть – как она формируется, откуда берется. Мистическое представление, что дали булаву или завели на Банковую человека – это и есть власть. Но это не так. Власть – набор инструментов. Главный вопрос - кто ими пользуется.
Что удалось украинцам за 30 лет независимости? Я бы назвал две смены власти – оранжевую революцию и Майдан. Вот это именно украинская фишка. Это то, что является определяющим для украинской истории государственности за первые 30 лет. У соседей такого нет.
Гражданское общество дважды показало власти флажки, за которые нельзя переходить. И власть держится
В Украине пассионарное меньшинство выставляет правящей элите рамки, за которые нельзя безнаказанно переходить. Элита многое может делать по своему усмотрению, но не должна пускаться берегов. Гражданское общество – пусть это и меньшинство, но активное – дважды показало власти флажки, за которые нельзя переходить. И власть держится.
Если считать, что в момент обретения независимости мы практически ничего не имели – ни государственности устойчивой, ни общества, ни украинцев, которые имели видение страны – не вижу больших потерь, кроме территорий. Но это скорее расплата за роскошь – забрать Украину как государство у Путина. Заплатили за это, но все-таки забрали.
За это время усвоили два главных урока – для власти урок в том, что в Украине гражданское общество есть и с ним необходимо считаться. А для гражданского общества – в том, если оно мобилизуется и перестанет ругаться, может эффективно власть контролировать хотя бы в важнейших вопросах.
В критические моменты собраться – удается. К сожалению, это пока не перешло в системный контроль. Этому мешает низкая политическая культура. Понимание того, что такое власть, как она действует, как она формируется. Низкая правовая культура. Когда лидеры общественных мнений говорят, что важно против кого действует власть, а не каким способом, даже если он не законен. Люди с таким низким уровнем правовой культуры не могут эффективно управлять властью. Они хотят авторитарности и имеют ее. Не понимают, что сегодня она действует в их интересах, а завтра – против.
В критические моменты собраться – удается. К сожалению, это пока не перешло в системный контроль
Для себя имею задачу, чтобы следующие выборы были мудрее предыдущих. И так каждые следующие выборы. Это задача с неопределенным временным лимитом, но реалистичная. Чтобы мы учились на ошибках и не делали их дважды.
Это соревнование – хитрости политической элиты против сообразительности избирателей. Каждый раз избиратели понимают, что обожглись и не будут повторяться, и тут им какую-то новую ловушку готовят. Янукович обещал услышать каждого, Зеленский – что все президенты. Те, кто продает, значительно лучше вооружены, чем те, кто покупает. Это все равно, что новичку садиться играть в карты с шулером. И пытаться выиграть.
Чтобы обман раскрыть иногда нужны годы. Иногда человек не может просто осознать это, потому что тогда разрушатся его взгляды. Человек готов бороться за свое мировоззрение очень отчаянно, ломая логику и рациональные аргументы. В мировоззренческой фрустрации он не знает, как жить дальше. Но через картину мира его можно ловить, что и пытаются политики – не только у нас, в США, Великобритании.
Какой дальше будет защитная стратегия – это интересный вопрос для нас. Чем помочь людям делать самостоятельный выбор?
Алексей Панич, для Gazeta.ua
Комментарии