Для науки Украина – бедная. Для МВД и ремонта Офиса президента – богатая

В чем истинная причина "утечки мозгов" из Украины

Когда политики или медиа говорят об "оттоке мозгов", я всегда представляю эту картинку. Здесь мы наглядно видим, что об "оттоке мозгов" действительно только говорят (уже так лет десять), но фундаментальные причины этого оттока так и не устраняются.

Стоит отдать должное, кое-что таки делалось. В частности, в 2015 году был принят новый закон о научной и научно-технической деятельности, благодаря чему были созданы необходимые (но недостаточные) институты типа идентификационного комитета, Национального совета по вопросам развития науки и технологий в целом и Научного комитета в частности, Национального фонда исследований и куча сопутствующих изменений поменьше.

Да, все делалось настолько долго и неспешно, что со времени начала реформ в науке дети уже научились ходить, ломать игрушки и собирать конструкторы Лего. Да, Яценюк стучал ладошкой по столу и кричал абырвалг о кипах бумаг. Да, Гройсман вместо заседания Нацсовета ездил открывать дизель на Борисполь, который сломался на следующий день. Но то ли по невнимательности, то ли как-то еще — базис был заложен.

Как ни странно, к правительству Гончарука в плане науки у меня претензий меньше всего, потому что:

а) недолго было и не успело ничего сломать;

б) там были Новосад и Стадный, которые и помогали, и сломать бы ничего не разрешили.

Но все же, что-то делалось. В частности, появился Национальный фонд исследований по отдельным направлением поддержки исследований молодых ученых на сотни миллионов гривен. Правда, правительство Шмыгаля, унаследовавшее эту успешную реформу, в этом году фактически блокировало его работу 3 месяца подряд, но в конце концов включило здравый смысл. Или ему включили.

Однако молодежь продолжает бежать. Это при том, что сама же НАН Украины, о которой говорится на картинке, в пределах своих полномочий для молодых делает, кажется, все, что может: стипендии, гранты молодежным лабораториям, премии, теперь вон есть программа постдоков (честно говоря, еще не сталкивался с ней, поэтому подробно не знаю, но ее появление это есть хорошо). Однако молодежи остается все меньше и скоро всех молодых можно будет знать поименно.

Такая же ситуация, кстати, везде — в других национальных академиях (у нас их шесть, если кто не знал) и университетах. Просто здесь у меня есть наглядные цифры (спасибо Александру Дуброве, секретарю комиссии по работе с научной молодежью НАН Украины), а там — нет.

А почему? Каких реформ не хватает молодым? Что изменить в законодательстве? И из года в год, когда среди молодых ученых проводят соцопросы, ответ один и тот же: не хватает денег

А почему? Каких реформ не хватает молодым? Что изменить в законодательстве? И из года в год, когда среди молодых ученых проводят соцопросы, ответ один и тот же: не хватает денег.

Потому что не в законодательстве дело (по крайней мере не во всем). Законы — прекрасные. Вот открываем закон о науке, а там, во-первых: "Государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности в размере не менее 1,7% валового внутреннего продукта Украины".

Во-вторых: "Государство гарантирует установление ставок (окладов) научным работникам государственных научных учреждений (высших учебных заведений), исходя из расчета должностного оклада младшего научного сотрудника на уровне не ниже одиннадцати прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен законом на 1 января 2020 года".

Отлично же, да? Но эти нормы закона тупо не выполняются. Ибо все эти годы по первому пункту вместо 1,7% имеем 0,2%. А по второму — его просто уже дважды откладывали и теперь должны ввести с 2023 года.

Из первого пункта вытекают неполные рабочие недели на 3 или 4-х рабочих дней, а со второго — ужасная тарифная сетка, где зарплата молодого ученого минималкой уравнивается с зарплатой уборщицы. Думаю, где-то есть и график оттока уборщиц в Польшу, но у меня есть только этот, о молодых ученых.

А когда мне кто-то в ответ на это "нытье" скажет о бедном государстве, я сразу вспоминаю новые премиальные автомобили депутатов, их невероятные квартиры, миллионные компенсации судьям, миллиарды на странные дорожные тендеры из ковидного фонда, сейфы должностных лиц, напичканные наличными и антиквариатом. И да-да, когда государство средствами налогоплательщиков не доплачивает судьям, они подают в суд и получают все, что должны получить по закону. Ученые такого не делают.

Всем выгодно твердить мантру о "бедной стране" для собственной науки, не замечая набитых карманов тех, кто нашу страну такой и делает

В целом же всем выгодно твердить мантру о "бедной стране" для собственной науки, не замечая набитых карманов тех, кто нашу страну такой и делает. Для науки — слишком бедная. Для безумных имений, стомиллиардного МВД и ремонта дверей в ОП за бешеные деньги — очень богатая. Госдачи и ремонты президентских самолетов — туда же.

А знаете, почему так? Потому что каждая власть понимает, что последствия оттока молодежи из науки — разгребать не ей. Вон даже эта "успешно" без науки справилась с пандемией коронавируса. Ну, да, куча трупов, и что? Кого из большинства избирателей это волнует?

Очередное бредовое обещание типа уже отработанных 5-ти вопросов на референдуме, запуска украинского спутника, производства отечественной вакцины, дешевых кредитов, десятков миллионов тестов на корону, показательные, но бессмысленные санкции СНБО — и электоральные настроения снова греют теплую ванну великого лидера современности.

Даже не знаю, как завершить этот текст. Это, возможно, прозвучит неожиданно, но разве тем, что нам бы настоящую судебную реформу и борьбу с коррупцией. Тогда, глядишь, и карманов набитых стало бы меньше, и деньги "лишние" на науку бы нашлись. Ибо без этого — это хождение по замкнутому кругу.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи