Черное море больше разделяет страны, чем объединяет. Почему так?
Посторонние наблюдатели видят Причерноморье не в лучших тонах. И это имеет глубокую историю
Думаю, что все мы, жители причерноморских стран, очень любим свое Черное море. Любим, ценим, гордимся, но - как показывает практика - не торопимся на нем отдыхать. У каждого на это свои причины. Кто-то уже много раз там бывал и хочет чего-то нового. Другие хотят отдохнуть от своих соотечественников, их манер и любимой музыки, поэтому стараются убежать куда подальше. Третьим вполне резонно кажется, что уровень цен на черноморских побережьях не вполне соответствует уровню сервиса, поэтому порой дешевле и приятнее отдохнуть в чужой стране на другом море. Большинство соглашается с древними греками, которые первоначально называли это море негостеприимным. И действительно: вряд ли приятное и чистое море назвали бы Черным, - пишет Андрей Любка для издания "День".
Есть еще одна причина, которая одновременно учитывает все предыдущие факторы, но базируется не на реальных характеристиках. Речь о представлении, стереотипах, что прочно укоренились в нашей ментальности и в значительной мере определяют нашу жизнь. Говоря коротко, в общественном сознании Черное море считается непрестижным. И если мы хотим не только поплавать в соленой воде и позагорать на солнце, но и произвести впечатление на своих друзей, собрать много лайков в социальных сетях, то надо отправляться за границу - на хорватское, на итальянское или французское побережье, на греческие острова, и даже в Египет улететь лучше, чем ехать на родное Черное море!
Все зарубежное, импортное - для нас лучше, престижнее и ценнее
Почему ситуация выглядит именно так - надо интересоваться у антропологов культуры или, еще лучше, у психологов. Ведь речь идет не о Черном море, чистоте и температуре его воды, а о наших странах, о нас самих. Потому что есть что-то общее, что объединяет жителей всех причерноморских государств: в общественном сознании господствует убеждение, что мы принадлежим к странам второго (если не третьего мира). Соответственно и море у нас такое, поэтому действительно успешные люди должны отдыхать в Таиланде, на Тенерифе или Сицилии, а не у себя в стране. Все зарубежное, импортное - для нас лучше, престижнее и ценнее.
В конце концов, посторонние наблюдатели тоже видят Причерноморье не в лучших тонах. И это имеет глубокую историю: для древних греков Понт Эвксинский был неизвестным, дальним, неприветливым и северным морем. Поэтому в своих мифах они населили Причерноморье дикими и странными племенами, здесь жили амазонки, пигмеи, гипербореи, аримаспы, Тиби и вошееды, словом - варвары и уроды всех мастей; где-то здесь располагался и вход в подземное царство мертвых. Эта репутация на стереотипном уровне не изменилась и до наших дней, стала частью массовой культуры.
Для древних греков Понт Эвксинский был неизвестным, дальним, неприветливым и северным морем. Поэтому в своих мифах они населили Причерноморье дикими и странными племенами
Скажем, известное олицетворение варвара в голливудском кинематографе последних десятилетий - Конан-варвар. Пусть никого не удивляет, что этот герой происходит из племени киммерийцев, населявшего Крымский полуостров и черноморские берега. Еще более показательным является связь стереотипов и политики в американском фильме "Гений Эйнштейн", снятом в 2018 году, то есть после аннексии Крымского полуострова Россией. В этой киноленте поезд едет через дикий лес и снежные заносы высотой более метра - через Крым!
Очевидно, сценаристы решили, что поскольку Крым оккупировала Россия, то он где-то на севере, почти в Сибири, поэтому и присыпали снегом полуостров, который почти не знает холодов.
А перед нами стоит еще один вопрос, который не под силу ни ученым, ни художникам, если они будут действовать отдельно. Это вопрос стратегический: почему Черное море не формирует сообщество? Почему страны и общества вокруг этого моря не осознают себя частью большего целого? Ведь надо признать, что Черное море нас больше разделяет, чем объединяет; почему это так?
Комментарии