В Украине тема Холокоста присутствует с "чужого голоса"
Травмы передаются следующим поколениям
Думаю, вы не будете мне возражать, если скажу, что в последние десятилетия тема Холокоста очень мощно звучала в кинематографе, литературе, науке, была топ-темой медийных и политических дискуссий во всех европейских странах. Порой даже могло показаться, что этой темы становится много, что в истории человечества была только эта катастрофа. В конце концов Холокост и отношение к нему стало своеобразным тестом на "западность" для многих обществ, но больше всего - для Центрально-Восточной Европы, где исторически евреев было больше, поэтому и трагедия Шоа на этих территориях приобрела особенно грозных масштабов.
В Украине тема Холокоста присутствует, но, так сказать, с "чужого голоса". Мы смотрим фильмы условного Спилберга, читаем книги западных писателей о Холокосте в украинском переводе, немало зарубежных фондов поддерживают в Украине исследования еврейской истории, восстановление памятников, предоставляют стипендии, проводят конференции и т.д. Но собственно украинских инициатив, истинно украинских исследований, книг, не говоря уже о фильмах, - крайне мало. Очевидно, мы как общество еще не слишком зрелые, чтобы ставить перед собой и отвечать на вопросы о Холокосте на территории Украины и роли - спасателей, наблюдателей, преследователей? - в нем украинцев, - пишет Андрей Любка для издания "День".
Родители стремились оградить Аушвиц и свою боль от детей, молчанием пытались уберечь своих сыновей и дочерей от этого ужаса. Но получилось наоборот, и эта затаенная семейная катастрофа отразилась как на конфликте двух поколений, так и на всей жизни этих "защищенных" детей
Это длинное вступление было нужно мне для того, чтобы сообщить вам о еще одной книге о Холокосте, вышедшей в Украине. Это сборник "Я звинувачую Аушвіц" польского писателя и психолога Миколая Гринберга, на украинском языке она появилась благодаря переводу Александра Бойченко и "Видавництву 21". Этот сборник - разновидность популярного ныне нон-фикшн, серия интервью писателя с двумя десятками людей, чьи родители прошли через Аушвиц. Очень живая и богатая деталями, эта книга рассказывает о том, как трагедия поколения родителей в значительной степени изувечила и поколение детей. Первопричиной всегда было одно и то же: родители стремились оградить Аушвиц и свою боль от детей, молчанием пытались уберечь своих сыновей и дочерей от этого ужаса. Но получилось наоборот, и эта затаенная семейная катастрофа отразилась как на конфликте двух поколений, так и на всей жизни этих "защищенных" детей.
Потому что ненаказанное зло повторяется, а непроговоренные травмы передаются по генам следующим поколениям. Примерно такой вывод можно сделать из книги Гринберга, который, повторюсь, не только писатель, но и профессиональный психолог, и именно работы психолога в этой книге больше всего. Если добавить, что автор и сам является польским евреем, ребенком родителей, переживших Освенцим, то поймем, что эта книга не только исследовательская, терапевтическая, но и глубоко личная. И именно этот интимный голос зрелого мужчины, который признается, что для него эта тема тоже болезненна и он тоже из-за этого иногда плачет, строит мостик доверия между читателем и темой, пробивает нашу огрубевшую кожу и провоцирует живые эмоции.
Голодомор, Вторая мировая, украинское движение сопротивления советам, репрессии и русификация - все это темы, которые у нас исследованы на научном уровне, на уровне документов, но мало обогащены человеческими голосами, историями конкретных людей, семей
Но читать ее следует не только из интереса к Холокосту, истории концлагеря Аушвиц или современной польской литературе. Такие книги должны побуждать нас думать о своих травмы, о тех катастрофах, которые пережили люди разных национальностей на нашей земле. Травм этих - великое множество. Ведь мы сплошь травмированное общество, именно поэтому у нас столько агрессии и недоверия. Голодомор, Вторая мировая, украинское движение сопротивления советам, репрессии и русификация - все это темы, которые у нас исследованы на научном уровне, на уровне документов, но мало обогащены человеческими голосами, историями конкретных людей, семей. В конце концов за травмами не надо далеко углубляться в историю: ужасный экономический кризис 90-х, скажем, поломал много судеб и изменил общество, но о нем мы не говорим вовсе. Мало говорим об истории двух миллионов внутренних переселенцев, а мы уже имеем новое поколение детей, которые родились вне Крыма и Донбасса и уже в этом году пошли в школу! Собственно говоря, прочитать книгу Гринберга стоит хотя бы для того, чтобы еще раз посочувствовать евреям и осознать, что мы тоже нуждаемся в помощи психолога.