Санкции против "112 Украина", Zik, NewsОne. Юридическая сторона вопроса
Если есть доказательства государственной измены, то санкции будут сохранены. А если в суде не будут представлены убедительные аргументы, то санкции придется отменить и платить возмещение из средств налогоплательщиков
2 февраля президент подписал указ № 43/2021, которым ввели санкции против восьми юридических лиц и гражданина Украины Тараса Козака. Юридические лица, упомянутые в указе, - основатели телекомпаний "112 Украина", Zik, NewsОne. Конечным бенефициаром всех компаний значится Тарас Козак.
Указ президента базируется на решении Совета национальной безопасности и обороны, которое, в свою очередь, отсылает нас к постановлению Верховной Рады "Об одобрении предложений по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)" от 4 октября 2018 года.
Деталь: в приложении к упомянутому постановлению только семь юридических лиц, в отношении которых предлагается ввести санкции. Решением СНБО в перечень добавлено "Общество с ограниченной ответственностью "ТРК Новые коммуникации", которое является учредителем телеканала Zik. С тех пор как было принято постановление, телеканал Zik перешел в собственность Тараса Козака.
Важной есть юридическая сторона вопроса. Постановление Верховной Рады и указ президента базируются на законе Украины "О санкциях" от 14 августа 2014 года.
Обратимся к закону. П.2 ст.1 предусматривает исчерпывающий перечень субъектов, в отношении которых могут быть введены санкции. В частности законом предусмотрено: "Санкции могут применяться со стороны Украины в отношении иностранного государства, иностранного юридического лица, юридического лица, находящегося под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляют террористическую деятельность".
Поэтому возникает вопрос: как санкции могут быть введены в отношении украинских юридических лиц, конечный бенефициар которых - гражданин Украины?
Ответ очевиден: санкции возможны только в том случае, если юридическое лицо, согласно п.2 ст.1, "находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента".
Санкции возможны только в том случае, если юридическое лицо, согласно п.2 ст.1, "находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента"
Вопрос: в случае судебного разбирательства представители президента смогут доказать, что упомянутые в указе юридические лица и гражданин Украины Тарас Козак "находятся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента"?
Я не знаю ответа на этот вопрос. А президент знает ответ?
Вероятность судебного разбирательства очень высока. Если в суде не будут представлены убедительные аргументы, согласно которым будет доказано, что юридические лица и гражданин Козак, по которым введены санкции, "находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента", то санкции придется отменить и платить возмещение из средств налогоплательщиков.
Но и другой интересный аспект: что понимать под формулировкой "находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента"? Формулировка неопределенная. Однако есть основания понимать под ним - шантаж, подкуп или государственую измену из других соображений.
Таким образом, вопрос сводится к следующему: способна ли прокуратура доказать, что гражданин Тарас Козак "находится под контролем", то есть государственным изменником и работает на РФ?
Госпожа Венедиктова знает ответ на этот вопрос? А господин президент?
Соответственно: если есть доказательства государственной измены, то санкции будут сохранены; тем более - гражданин Козак должен предстать перед судом за государственную измену.
Но если таких доказательств нет?
Словом, 2 февраля - это начало истории, которая непременно будет иметь интересное продолжение.
Комментарии