Есть кое-что, что отличает нас и от "оседлой" Европы, и от "кочевой" Азии
Сочетание Степи и Леса – важный элемент Украины как политического организма
Я в последнее время много думаю о том, как мы можем мыслить об Украине в терминах утверждений, а не возражений. То есть не как "Украина - не Россия", "Украина - анти-Путин", "Украина - пост-совок" и т.д., а в терминах утверждений. Думать о том, чем Украина есть, а не чем она не является. Конечно, отрицание и отделение - очень важная вещь, очень терапевтическая. Но этого мало.
Одна из моих мыслей - мыслить Украину как сочетание Степи и Леса.
Степь - это реальность делокализации, иллюзорности Топоса. Пространство тех, кто никогда здесь не был. Никогда не стоит на одном месте. Кто всегда передвигается. Кто приходит извне. Пространство кочевников, колонизаторов, всадников.
Лес - это реальность локализации, абсолютности Топоса. Пространство тех, кто всегда был здесь. Кто врастает в свою землю корнями - как большие деревья.
Откуда взялась Украина? Можно сказать - из степи, от казаков. Казаки - это украинская а-топия. Маланюк называл Украину "степной Элладой", помните?
Но почему же тогда наши большие литературные произведения - о Лесе? "Лесная песня", "Тени забытых предков", множество другого. И в украинской идентичности кроме а-топического степного элемента очень много "топического": привязанность к корням, к земле, к пространству.
Степь и лес, в конце концов, во многом сочетаются. Например, в Холодном яру. Или в Карпатской сечи.
Какое-то очень странное сочетание кочовости и оседлости, атопичности и топичности, Степи и Леса - очень важный элемент Украины как политического организма. То, что, возможно, отличает нас и от "оседлой" Европы, и от "кочевой" Азии.
Интересно об этом думать.
Конечно, есть еще Горы и Море.
Текст является постом автора в Facebook и не написан специально для Gazeta.ua. Перепечатывается с разрешения автора.
Комментарии