Чем отличаются американские судьи от украинских
Надо кардинально менять культуру преподавания права в вузах
Мой последний блог о том, как американцы тестируют в Украине институциональные модели, которые никогда не пробовали в США, некоторые мои читатели восприняли как упрек американской системе правосудия. На самом деле это был упрек системе американской международной помощи, которая нередко советует ее получателям делать то, чего никогда не делали в Америке. Пытается помочь местным болезням лекарствами, которыми никогда не лечили собственные болезни. Сложная и неэффективная система антикоррупционных органов, построенная под давлением Вашингтона в Украине, и хитроумные процедуры отбора их руководителей - отличный тому пример.
В Америке вместо этого за моральные и профессиональные стандарты тех, кому доверено вершить правосудие, отвечают не формальные комиссии с иностранными представителями, а юридическое сообщество и юридическая культура, которой пропитано американскую жизнь. Чтобы иметь в украинских судах судей уровня Рут Гинзбург, нужно не создавать очередные комиссии, а кардинально менять культуру преподавания права в украинских вузах. Надо, чтобы высокие моральные стандарты и профессиональные качества стали непременным условием юридической карьеры. В США можно быть либералом или консерватором в судейской мантии, но нельзя быть судьей-либералом или судьей-консерватором, в зависимости от того, кто больше заплатит. Без радикального изменения этоса юридической профессии сколько комиссий не создавай, правосудие в Украине будут вершить волки.
Без радикального изменения этоса юридической профессии сколько комиссий не создавай, правосудие в Украине будут вершить волки
Поскольку о почившей судье Рут Гинзбург - действительно украшение юридического сообщества США, выдающегося человека и гражданку - не написал (компетентно и не очень) только ленивый, я напишу о ее вероятной преемнице - Эмми Барретт. Напишу, чтобы продемонстрировать, как можно мировоззренчески быть полной противоположностью судьи Гинзбург и одновременно так же соответствовать высоким стандартам юридической профессии, которые являются залогом юридической карьеры в Штатах.
Судья Эмми Конни Барретт - глубоко религиозный человек и убежденная католичка. В отличие от абсолютного большинства прошлых и действующих членов Верховного суда США, она не заканчивала ни Йельскую, ни Гарвардскую школу права. Ее alma mater - крупнейший католический университет Америки - Notre Dame, расположенный на севере штата Индиана.
Эмми вместе с мужем воспитывает семерых детей. Всем пока до 20 лет. Двое из них усыновлены. Младший сын болеет синдромом Дауна. Зная об этом диагнозе еще во время беременности, судья Барретт все равно решила выносить и родить ребенка. Сейчас если не в командировке, Эмми каждое утро сама носит своего больного сына на первый этаж дома на спине. Она часто волонтерит в школе, где учатся ее дети, а также активно задействована в жизни родного университета, возле которого она до сих пор живет в маленьком городке Саут-Бенд с населением всего 6 тысяч.
"Она живет как верит", - эта фраза судьи Патрика Шлица, которой он охарактеризовал судью Барретт, в не меньшей степени применима к почившей судье Гинзбург.
Судья Барретт стала известной при назначении судьей Федерального апелляционного суда 7-го округа, когда при утверждении ее кандиатуры в Сенате откровенно признала, что католические взгляды лежат в основании ее мировоззрения. Можно разделять ее отношение к абортам или однополых браков, которые, естественно, кардинально отличаются от взглядов судьи Гинзбург. Но нельзя отказать Эмми в такой же целостности ее натуры, как в почившей Рут. "Она живет как верит", - эта фраза судьи Патрика Шлица, которой он охарактеризовал судью Барретт, в не меньшей степени применима к почившей судье Гинзбург.
Символично, что свою практику Эмми Барретт проходила в судьи Антонина Скалиа, который был лидером консервативного крыла американского ВС. А лучшим другом (или скорее подругой) Скалиа была лидер либерального крыла ВС судья Гинзбург. Они постоянно оппонировали друг другу в судебных решениях, но искренне дружили в жизни. Так как иметь достойного оппонента, который так же как и ты придерживается самых высоких стандартов профессии, которую рассматривает прежде всего как служение, а не как банкомат, - действительно большое счастье.
Комментарии