Приготовления пищи постепенно становится мужским делом

Мужчины стали больше ходить в продуктовые магазины, готовить, обмениваться рецептами и смотреть кулинарные программы

В последнее время вечеринки с соседями у нас происходят гораздо чаще, чем раньше. Из-за карантина мы ограничили очное общение четырьмя семьями — этот круг общения включает 9 взрослых, 16 детей, двух собак и одного очень старого кота.

Утром в субботу начинается активная переписка в телефоне. "Я пожарю курицу на гриле". "Я запеку рыбу". "Сделаю еще картофельный салат". Все это — между нашими мужчинами, которые и до начала карантина часто готовили, а сейчас развили настоящую страсть к кулинарии. Нам остается только отойти в сторону и не мешать — ну, может, салатик с арбузом нарезать и тортик купить. И обсуждают различные рецепты и способы зажарить мясо скорее мужчины, чем мы.

И это абсолютно никого не удивляет и не воспринимается как какая-то аномалия, - пишет Татьяна Ворожко для "Голоса Америки".

Американские мужчины все больше занимаются стряпней и все меньше рассматривают это как чисто женское дело. Папа, который может не только барбекю пожарить на День независимости, а и ужин посреди недели приготовить — не такой уж и редкий зверь. Это, конечно, не делает его менее ценным.

Ученые Мичиганского университета, исследовавшие привычки трех тысяч представителей поколения Х (1961−1981-го года), установили, что мужчины стали больше ходить в продуктовые магазины, готовить, обмениваться рецептами и смотреть кулинарные программы.

А вот среди младшей когорты — миллениалов, тех, кто родился после 1981 года, — приблизительно одинаковое количество женщин и мужчин отвечают за всю или часть приготовления пищи дома, согласно этому опросу.

В среднем замужняя женщина готовит 12 блюд в неделю, одинокая — 10, женатый или одинокий мужчина — 8

В целом, подсчитали исследователи Университета Южной Каролины, в 2015-м году 43% всех мужчин готовили, тратя на это в среднем 49 минут в день, что на 14% и 8 минут больше, чем в 1965-м. Женщины в США сегодня готовят чуть больше, чем в 95-м, но гораздо меньше, чем в 1965-м.

В среднем замужняя женщина готовит 12 блюд в неделю, одинокая — 10, женатый или одинокий мужчина — 8.

Попробуем, поев, разобраться в причинах. Большинство из них присущи и другим странам западного мира, в том числе и Украине. Конечно, у каждого есть личные причины, но остановимся на общих тенденциях, которые делают приход мужчин в кухню более массовым. Эти наблюдения мои собственные.

Мужчины больше готовят по тем же причинам, что и больше гуляют с детьми делают другую домашнюю работу. Принципиальные вопросы: разделение труда, идеи о том, какой должна быть и что должна делать настоящая женщина и настоящий мужчина, сформировавшиеся, исходя из потребностей и особенностей аграрного периода, в постиндустриальное время становятся все менее актуальными. Обязанности, диктовавшиеся традицией на протяжении тысячелетий, становятся индивидуальным решением и результатом компромисса каждой отдельной пары.

Но в отличие от смены подгузников или мытья пола, что некоторые мужчины тоже делают, приготовление пищи больше воспринимается как творческое, модное и престижное занятие.

Приготовление пищи больше воспринимается как творческое, модное и престижное занятие

Индустрия услуг в США, как минимум до начала пандемии, быстро росла по сравнению с промышленным производством, и сфера питания, хотя тяжелая и очень требовательная, — остается перспективной. Национальная индустрия ресторанов оценивала, что в 2020 году, продажи в ресторанах будут достигать 899 миллиардов долларов, что на 4% выше по сравнению с предыдущим годом. Из-за пандемии, впрочем, "выстрелила" другая пищевая отрасль — доставка продуктов для приготовления конкретного блюда. Ожидается, что к концу года, общие доходы здесь вырастут на 22,8%, что может свидетельствовать о том, что дома начало готовить больше людей, которые не делали этого раньше.

Также открыть свой ресторан и не зависеть от босса — популярная жизненная стратегия для американцев, для которых важен индивидуализм и готовность к рискам. Тысячи ресторанных бизнесов ежегодно прогорают, но смельчаки отрывают новые.

Успешные рестораторы, в отличие от, скажем, директоров заводов, при наличии харизмы, медийных талантов и желания, могут стать настоящими звездами американской культуры и построить империи, включающие рестораны, шоу на телевидении, продажу кулинарных книг и товаров.

Бобби Флей, Марио Батали, Майкл Саймон, британцы Джеми Оливер и Гордон Рамзи, Вольфганг Пак, Тайлер Флоренс, Рэйчел Рэй, Гай Фуэри — эти имена известны многим.

Согласно американским медиа, самый богатый среди звездных поваров — британец Джеми Оливер, чье состояние оценивается в $372 млн. За ним следуют японец Нобу Матсухиса ($200 млн), снова британец Гордон Рамзи ($190 млн.) и австриец Вольфганг Пак ($82.5 млн).

Самый богатый среди звездных поваров — британец Джеми Оливер, чье состояние оценивается в $372 млн

Велико влияние массовой культуры. Если даже боссы итальянской мафии в популярных кинокартинах ("Славные парни", "Клан Сопрано") не брезгуют нарезать овощи, то почему это должны считать не мужским делом почтальон или менеджер?

Но все голливудские фильмы, где мужчин можно увидеть у плиты или мангала, не сравнятся с эффектом телевизионного канала "Food Network" и распространением феномена звездных поваров, что стало заметным культурным явлением в США в последние 20 лет.

Традиционные форматы кулинарных шоу — где ведущий рассказывает и показывает, как приготовить то или иное блюдо — уступают место программам, где стряпню подают чуть ли не как олимпийский вид спорта, сложный научный или бизнес-проект. (Некоторые из них заимствованы и адаптированы в Украине).

В американском "Железном Поваре" (сам формат появился в Японии) участники за ограниченный период времени должны приготовить четыре блюда, использовав в каждом из них заданный ингредиент. Все это комментируется в манере футбольного матча, а само название отсылает к соревнованию супертриатлона "Железный человек". Большой зал, где проходит соревнование, — кухонный стадион. В шоу соревнуются звезды канала, которые имеют культовый статус, с теми, кто бросает им вызов. В случае победы "новичка", он получает статус "Железного повара", что почти как черный пояс в каратэ, и присоединяется к пантеону кулинарных "богов". среди этих "богов" — большинство мужчин. К тому же ведется статистика побед "Железных поваров" — все как в спорте, а также сам ведущий — мастер боевых искусств.

В случае победы "новичка", он получает статус "Железного повара", что почти как черный пояс в каратэ

Соревнование происходит с самой пищей — в шоу "Человек против еды" Адама Ричмана. Он путешествует по стране и "на слабо" съедает невероятное количество продуктов питания. Я это смотреть не могу — одной порцией, которой он под подбадривание толпы давится, можно накормить целую деревню.

Программа Алтона Брауна показывает кулинарию уже как сложный междисциплинарный научный проект. Британец Гордон Рамзи и американец Роберт Ирвин и другие в различных вариациях шоу спасают бары и рестораны.

Конечно, как и в случае футбольных болельщиков, человек может с азартом смотреть соревнования на кухонном стадионе и не знать, как включить конфорку. Но если маленький мальчик проявляет интерес к кулинарии, все меньше родителей захотят сказать: "Ты что, девочка? Иди лучше — возьми в руки молоток".

Кроме этих причин, для моего мужа, который прекрасно готовит, приготовление пищи — еще и творчество и ощущение создания законченного продукта. Он работает над бизнес-соглашениями, переговоры по которым тянутся месяцами. А ужин — это продукт, который гарантированно прямо сейчас будет иметь благодарных клиентов — меня и сына. А мне, я считаю, просто повезло.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи