Выживание Украины зависит от двух критически важных вещей
Часть нашей жизни надо посвятить созданию институтов и распространению критического мышления, достоинства и эмпатии
Вчерашний день поднял всех.
Одни написали, что во всем виноват народ, которому не хватает сострадания и знаний, зато чрезмерно средневековых предрассудков. Другие написали, что народ не виноват, потому что его запугали, запутали, сбили с толку, в том числе всякими шоу экстрасенсов.
Одни написали, что все это российская информационная спецоперация. Другие написали, что у нас настолько все бессмысленно, что мы себя уничтожим и без россиян. Третьи написали, что это все Зеленский, который хотел отвлечь внимание от памяти Небесной сотни. Четвертые написали, что это все Порошенко, потому что хотел унизить Зеленского, и ему удалось.
Одни написали, что во всем виноват Аваков, потому что выкрутил ситуацию в свою пользу, если вообще не создал ее искусственно. Другие написали, что Аваков оказался единственной взрослым человеком среди растерянных подростков, способным принимать решения.
Одни написали, что министр здравоохранения доказала свою полную несостоятельность. Другие написали, что она молодец, потому что приняла единственно достойное решение.
Список подобных утверждений можно продолжить.
Все эти утверждения объединяет то, что они не обо мне, а о других. Это все они - суеверные селяне, титушки, врачи, российские агенты, продажные журналисты, Зеленский, Порошенко, Аваков, Скалецкая
Но все эти утверждения объединяет то, что они не обо мне, а о других. Это все они - суеверные селяне, титушки, врачи, российские агенты, продажные журналисты, Зеленский, Порошенко, Аваков, Скалецкая и так далее, необходимое подчеркнуть, ненужное вычеркнуть. Это все они, а я белый и пушистый, я белая и пушистая, и мне очень стыдно за них всех.
А на самом деле говорить надо о двух критически важных вещах, от которых зависит выживание Украины. И они о каждом и каждой из нас.
Эти две вещи отличают нас от стран, где ничего подобного не произошло.
Первое - это институты. Когда институты не работают, тогда все делается в ручном режиме. Тогда все зависит от звонков президента, команд министра, брифингов премьера, настроений местной власти и предрассудков местных жителей. Когда институты работают, все это совершенно неважно: сложные вещи делаются тихо, без лишнего пиара, руками профессионалов, которые точно знают, что и как делать, и им нельзя помешать извне.
Когда институты работают: сложные вещи делаются тихо, без лишнего пиара, руками профессионалов, которые точно знают, что и как делать, и им нельзя помешать извне
Второе - это ценности: критическое мышление, достоинство и сочувствие. Если их нет, то трудно представить себе то дно, на которое может легко упасть человеческое сообщество в ситуации, - с журналистами или без них, с министрами или без них, с российскими агентами или без них.
Если не работают институты, а в обществе не хватает критического мышления, достоинства и эмпатии, - это не к "ним", другим, это к каждому и каждой из нас. Это мы не сделали.
Почему мы? Здесь нет никого другого, кто это сделает.
Вывод для всех нас: какую-то часть нашей жизни надо посвятить созданию институтов и распространению критического мышления, достоинства и эмпатии (если вы это делаете, то надо еще больше). Иначе наступит день, когда мы окажемся среди выжженной земли.
Комментарии