Путин блефует, чтобы накинуть газовую петлю на украинскую шею
Операция по "аннексии" Газпрома была для российского президента не менее знаковой, чем аннексия Крыма
Министр энергетики Украины Алексей Оржель признал, что газопровод "Северный поток-2" ‒ даже если не будут задействованы полноценные американские санкции против его строительства ‒ не начнет действовать раньше осени 2020 года. Но и это на самом деле ‒ очень оптимистичный прогноз.
Для того, чтобы работы возобновились, необходимо дождаться решения целого комплекса вопросов. Это не только то, как поведут себя европейские компании после объявления американских санкций ‒ многие из них уже объявили, что в этом случае приостановят свое участие в строительстве. Это и рассмотрение апелляции, поданной на решение датских властей позволить строительство газопровода. Но даже если после победы в апелляции Газпрома сооружение "Северного потока-2" продолжится, после окончания этого строительства придется достраивать континентальный газопровод на балтийском побережье Германии, - пишет Виталий Портников для "Крым.Реалии".
Конечно, можно себе представить торжественное мероприятие по запуску "Северного потока-2" в конце следующего года. Можно даже представить, что для участия в этом мероприятии захочет приехать сам Путин. Но перерезать ленту ‒ это одно. А доставить потребителю газ ‒ совсем другое.
Хартия запрещает наполнять газопровод более чем на 50 процентов продукцией одного и того же производителя
Но даже в том случае, если "Северный поток-2" все же заработает, он, как и другие российские "альтернативные" газопроводы, попадет под действие Европейской энергетической директивы. А эта хартия запрещает наполнять тот самый газопровод более чем на 50 процентов продукцией одного и того же производителя.
Так, накануне запуска "Северного потока-2" немецкий бундестаг принял поправки в законодательство, которые теоретически позволят именно этому маршруту обойти Европейскую директиву. Однако для этого немецкой власти придется пойти на длительную тяжбу с Еврокомиссией, которая может растянуться на годы. И никто не сказал, что в Берлине хотят такого конфликта.
Это означает, что российские газопроводы не смогут выйти на проектную мощность в любом случае. И необходимость в украинском транзите ‒ причем в достаточно большом его объеме ‒ все равно останется.
Почему же в Москве делают вид, что транзит не будет нужен, и требуют от Киева компромиссов ‒ отказа от арбитражных исков и контракта на долгосрочную закупку российского газа? Может, Владимир Путин чего-то просто не понимает?
Необходимость в украинском транзите ‒ причем в достаточно большом его объеме ‒ все равно останется
Как раз наоборот. Российский президент все понимает очень хорошо. Уже в чем-чем, а в газе он точно разбирается. Специальная операция по "аннексии" Газпрома была для Путина не менее знаковой, чем аннексия Крыма.
В эпоху предшественника Путина Бориса Ельцина Газпром оставался вотчиной "старых" семейств еще советских газовиков, а его менеджмент отнюдь не во всем и не всегда поддерживал Кремль. Именно это обстоятельство позволяло рассчитывать на определенный плюрализм в принятии важных государственных решений. Именно поэтому телеканал НТВ, который кредитовал Газпром, оставался относительно независимым медиа. И Ельцин с этим сделать ничего не смог.
А Путин ‒ смог. Он отправил основателя Газпрома Виктора Черномырдина в почетную ссылку в российское посольство в Киеве, а главу холдинга Рема Вяхирева ‒ в отставку. С тех пор Газпромом руководят ближайшие соратники Путина, а наблюдатели называют компанию "личным кошельком" российского президента. И его собственным политическим оружием.
Путин очень хотел, чтобы новые российские газопроводы ‒ даже в ущерб доходам Газпрома ‒ обошли Украину
Путин очень хотел, чтобы новые российские газопроводы ‒ даже в ущерб доходам Газпрома ‒ обошли Украину и позволили бы ему диктовать Киеву свои политические условия. Но теперь, когда в Газпроме не справились с этой задачей в нужный срок, а европейцы сохранили необходимость транзита по украинской ГТС, ему нужно хотя бы добиться возвращения к старой схеме полной украинской энергетической зависимости от России. Причем делать это нужно быстро, пока в украинской столице не спохватились и не разобрались в сути того, что происходит на газовом рынке.
Поэтому Путин и спешит. Поэтому и проводит переговоры с Зеленским по газу прямо на полях "нормандского саммита". Поэтому и обещает скидку на газ прямо с экрана телевизора.
Ему очень нужно спасти прибыли "Газпрома" и накинуть газовую петлю на украинскую шею. Поэтому он и блефует.
Copyright © 2019 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода
Комментарии