Если у Ахметова был «Роттердам+», почему бы Коломойскому не иметь своего
Кто будет возвращать украинцам взимаемую с них коррупционную ренту?
Конституционный суд Украины в последнее время работает особенно продуктивно. Среди его решений внимания заслуживает принятое 14 июня относительно НКРЕКП - регулятора энергетики и тарифов.
Как известно, этот орган создал Петр Порошенко в 2014 году. В 2016-м парламент принял закон о НКРЕКП и в этом же году регулятор утвердил скандальную формулу "Роттердам+". Руководил комиссией бывший менеджер корпорации "Рошен" Дмитрий Вовк.
Петр Порошенко превысил конституционные полномочия, создавая НКРЕКП
Так вот, КСУ принял решение, согласно которому Петр Порошенко превысил конституционные полномочия, создавая орган. Особенностью было то, что НКРЕКП является коллегиальным органом исполнительной власти и по украинскому законодательству должен подчиняться Кабинету министров. Ни в указе президента, ни в соответствующем законе такая норма прописана ни была. Теперь у парламента есть времени до конца года, чтобы внести соответствующие изменения в закон.
Более того, этот орган не прописан в Конституции, как и полномочия назначать его членов.
Конечно возникает вопрос, что теперь делать с решениями, которые принимал регулятор решению КСУ и их последствиями. Ответ на это тоже уже есть. Судя по всему, все решения являются действующими. В частности о применении "Роттердам +", формул расчета тарифов, в том числе на газ, предоставлении лицензий и тому подобное.
Несмотря на юридические формулировки, возникают также вопросы и общественно-политического характера. Ведь регулятор использовался бывшим президентом фактически для обслуживания олигархического бизнеса.
Председатель и члены НКРЕКП, используя служебное положение и действуя в интересах энергогенерирующих компаний, умышленно, с целью создания условий получения теплоэлектростанциями сверхприбылей, в январе-марте 2016 при разработке порядка формирования оптовой рыночной цены ("Роттердам +") обеспечили включение в него необоснованной формулы, которая увеличивала стоимость угля. Таким образом, они создали условия для роста цены продажи электрической энергии на оптовый рынок.
Из-за применения новой формулы генерации "ДТЭК" Рината Ахметова и государственное "Центрэнерго" стали продавать электроэнергию дороже. В то же время, применение формулы ценообразования на энергетический уголь "Роттердам плюс доставка" не сняло проблему диверсификации поставок топлива в Украину. Хотя этим аргументом прикрывались, чтобы оправдать эту формулу.
Тогда еще оппозиционер Герус заявлял, что тепловая генерация, большая часть которой принадлежит холдингу "ДТЭК" Рината Ахметова, заработала более 10 млрд грн благодаря формуле "Роттердам+"
Тогда еще оппозиционер Герус заявлял, что тепловая генерация, большая часть которой принадлежит энергетическому холдингу "ДТЭК" Рината Ахметова, дополнительно заработала более 10 млрд грн благодаря включению в тариф на электроэнергию стоимости угля по указанной формуле.
Здесь на арену мог выйти орган, который должен следить за соблюдением правил конкуренции - Антимонопольный комитет. Но и это учреждение стало на сторону олигархов.
Комитет отказал госкомпании "Энергоатом" в начале рассмотрения дела о возможном нарушении конкурентного законодательства в действиях НКРЕКП относительно принятия постановления от 16 марта 2016 №289 "Об утверждении Порядка формирования прогнозируемой оптовой рыночной цены электрической энергии". Об этом АМКУ сообщил "Энергоатому" письмом от 17 апреля.
АМКУ еще в 2015 году начал рассмотрение вопроса о монопольном положении энергохолдинга "ДТЭК" на рынке электроэнергии. В Антимонопольном комитете признали, что компания "ДТЭК", как и государственный "Энергоатом", имеют определенную рыночную власть, однако не имеют влияния на стоимость электроэнергии, ведь тариф определяется Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Что имеем в остатке.
Президент Петр Порошенко создает подконтрольный себе орган, регулирующий энергобизнес. Этот орган принимает решение о введении формулы "Роттердам +" в интересах Ахметова. Ахметов, судя по всему, вместе с Порошенко, взимают с каждого украинца дополнительную коррупционную ренту благодаря этому решению. Остановить это мог бы попробовать АМКУ, однако этот орган также был подконтролен Порошенко. Поэтому не стал расследовать "Роттердам +" и не признал Ахметова монополистом. Это, в свою очередь позволило дальше эксплуатировать решение НКРЭ.
В связи с этим возникает вопрос: кто будет отвечать за грабеж украинцев?
А еще вопрос, что будет делать новая власть. У нового президента уже анонсировали отмену скандального формулы, которая так и не стала панацеей от угольной зависимости страны. Но что дальше?
Это особенно интересно, учитывая, что олигарх Игорь Коломойский очень активно возмущался через "Роттердам +". Думаю, здесь вопрос не в всемирной справедливости.
Вполне вероятно, что олигарх мыслит той категорией, если у Ахметова была своя "Роттердам +", то почему бы ему не иметь свою.
Александр Солонько, для Gazeta.ua
Комментарии