Большие деньги на наших глазах делают демократию мыльным пузырем
Время мишки Волдо
- GB: Brexit is the greatest prank of the decade!
- UA: Hold my beer.
Эта невеселая шутка пошла распространяться украинскими сетями где-то на вторые сутки после первого тура президентских выборов - когда стало ясно, что экзит-полы таки показали правильную картину и во второй тур соревнований за пост президента Украины действительно выходят два лидера - комический актер Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко, причем первый обгоняет второго на целых два миллиона голосов. Чтобы осознать этот факт, украинцам понадобилось несколько дней. Первой же реакцией был шок - для всех без исключения, независимо от электоральных преференций (даже в лагере фаворита гонки массового взрыва радости не зафиксировано: там также были явно застигнуты врасплох результатом - 30% из числа голосовавших или около 18% всего украинского электората).
Не мы первые - и до нас маркетологи, "гибридно" скрещивая политику с шоу-бизнесом, не раз обводили вокруг пальца и не такие неопытные-новонезалежни страны
Можно утешать себя, что не мы первые - и до нас маркетологи, "гибридно" скрещивая политику с шоу-бизнесом, уже не раз обводили вокруг пальца и не такие неопытные-новонезависимые страны, как Украина.
В Италии "Движение пяти звезд" оказалось интернет-спектаклем, разыгранным под прикрытием лица популярного комика Беппе Грилло, в Литве "Союз крестьян и зеленых" за 4 года сделал невероятную карьеру (из одного места в парламенте - до 56!) за счет развлекательного сериала, действие которого происходит в родном селе главы партии, - и сама родина парламентаризма, которая до недавнего времени казалась непоколебимой, как трон Ее величества, Островом Здравого Смысла, пала жертвой манипуляторов с Cambridge Analytica и не знает теперь, как выпутаться из Брекзит-беды, то стоит ли удивляться Украине?
Большие деньги прямо на наших глазах делают демократию - симулякром, мыльным пузырем. Порхавкой с выеденным смыслом
Уровень эмоциональной уязвимости украинского общества и его уязвимости к разного рода манипулятивным триґерам ("соли в свежие раны"), естественно, выше, чем в странах ЕС, - свежих ран у нас более чем достаточно. Страна пятый год сопротивляется российской агрессии, еженедельно оплакивая своих воинов, убитых на линии перемирия, а перед тем еще пятнадцать лет без всякого сопротивления (читай - при асистенции мощного пророссийского лобби) предоставляла агрессору свое информационное пространство для скрытой и неприкрытой пропаганды будущей аннексии из всех возможных рупоров.
На таком фоне любая грамотно изготовленная медийная "сказка" с положительным месседжем - и хотя бы просто с улыбающимся лицом симпатичного еврейского "парня из народа" (что будит подсознательную ностальгию по зачищенным еще Сталиным, до-голодоморных еврейских городкам) - обречена на успех, особенно когда этот парень и перед тем добрых 15 лет (весь довоенный период) активно мелькал в телевизоре один из ведущих комиков так называемого "постсоветского пространства", и украинских политиков годами пародировал, так что среди них одно время даже модным считалось посещать его шоу и смеяться над его простецкими шутками, демонстрируя этим широту мировоззрения и открытость на критику...
Поэтому выход в 2015 году на телеканале олигарха Игоря Коломойского сатирического телесериала "Слуга народа", где Владимир Зеленский играет бедного и честного школьного учителя, который, случайно попав на ютюб с бранью в адрес власти, благодаря вспышке всенародной поддержки становится президентом Украины, поначалу никем не было воспринято как скрытый старт настоящей, уже не "киношной", президентской кампаний - три года назад сама такая идея показалась бы абсурдной. И вот вдруг оказалось, что президентов можно, на первый взгляд вполне демократично, избирать и таким образом. Или говоря совсем уж прямо - что большие деньги просто на наших глазах делают демократию - симулякром, мыльным пузырем. Порхавкой с выеденного смыслом.
Информационные технологии 21-го века в сочетании с философией консумеризма, толкают цивилизацию к "обновленным" тоталитаризмам, только уже "с улыбающимся лицом"
Первым из европейских интеллектуалов, кто заметил эту тенденцию еще в зародыше и ударил в набат, был Умберто Эко. Исследуя феномен Берлускони и смертоубийственное для демократии преобразование политики в разновидность шоубизнеса, "индустрии развлечений", он ясно увидел, что новые информационные технологии 21-го века, будучи соединенными с философией консумеризма, толкают нашу цивилизацию совсем не вперед по пути прогресса, а обратно - к "обновленным" тоталитаризмам, только уже "с улыбающимся лицом": к Гитлеру-Сталину в маске клоуна. И трудящиеся массы радостно будут вести сами себя на зарез, голосуя за тех, кто обеспечит им самое смешное шоу, - пока, ядовито писал Эко, "история не позаботится о нас с помощью очередной мировой войны" и тем наконец положит конец этому тотальному карнавалу.
Трудящиеся массы радостно будут вести себя на зарез, голосуя за тех, кто обеспечит им самое смешное шоу
Как все Кассандры, Эко произносил свои пророчества рановато для того, чтобы быть услышанным: "телевизионная демократия" Берлускони достаточно долго казалась локальным явлением - собственно, до самого 2014 года, когда с российским нападением на Украину показал себя вполне глобальный масштаб такой же " управляемой демократии" Путина, которому удалось успешно провести селекцию первой постмодерной диктатуры - методом скрещивания Лубянки и Голливуда.
Кстати, российский след, при ближайшем взгляде, можно обнаружить в каждом из недавних казусов "всенародного обмана" (даже Доминик Камминґс, руководивший "операцией Брекзит", перед тем три года провел в России, тренируясь там воплощать в жизнь совершенно безумные фантазии, например запуск авиарейса Вена-Самара, - жаль, что авторы вообще очень познавательного фильма "Brexit: The Uncivil War" оставили эту страницу биографии за кадром!). А уже карьера Владимира Зеленского - это чистый продукт российского шоубиза, который с начала 2000-х практически безраздельно захватил украинский эфир (только в 2015-м, во время войны Украинское государство решилось ввести квоты - и хоть немного притеснить российского монополиста из национальных каналов).
Уникальность "казуса Зеленского" в том, что впервые в результате демократических выборов лидером президентской гонки стал Абсолютно Виртуальный Кандидат - фентезийный мишка Волдо из сериала "Черное зеркало"
"Казус Зеленского", несомненно, войдет в учебники - и не только медиакоммуникаций, но и военной истории (ибо в войнах 21-го века будут побеждать не бомбардировкой городов, а бомбардировкой мозгов - новые информтехнологии, которых не было у Сталина и Гитлера, позволяют делать такие бомбардировки массовыми, а население с разбомбленными мозгами в условиях постоянного "карнавала", с отключенным инстинктом опасности, и само охотно вынесет захватчику ключи от собственного города). Уникальность "казуса Зеленского", даже по сравнению с Брекзитом или литовскими "крестьянами", в том, что впервые в результате демократических выборов лидером президентской гонки стал Абсолютно Виртуальный Кандидат - фентезийный мишка Волдо из сериала "Черное зеркало".
Неважно, с юмором или раздражением вы реагируюте, "рукоплещете или свищите", - все равно вы уже участник реалити-шоу, и "выключить этот телевизор" у вас нет никакой возможности
Уточню: это не означает, будто пять с половиной миллионов, которые проголосовали за него в первом туре, так умственно нетронуты, что не различают актера и персонажа (хотя целенаправленное "склеивание" этих двух образов очень последовательно проводилось в ходе всей, уже официальной, избирательной кампании, которая стала отдельным телешоу - от стартового "новогоднего поздравления Зеленского украинскому народу" на том же телеканале Коломойского во время, когда все включают телевизор, чтобы услышать президента, и до нынешних, уже межтуровых, карнавально- "трикстерских" жестов - абсурдных с точки зрения избирательного законодательства, но чертовски красивых кинематографически, снятых в стилистике Лени Рифеншталь, видеовызовов Петра Порошенко на "дебаты на стадионе", или же в прямом и переносном смысле слова "желтого" сюжета с анализами на наркозависимостью, в обсуждение которого невольно втянулась целая сорокапятимиллионная страна, - сдал Зеленский анализы или не сдал? наркоман он или не наркоман? - и неважно, с юмором или раздражением вы реагируете, "рукоплещете или свищите", - все равно вы уже участник реалити-шоу, и "выключить этот телевизор" у вас нет никакой возможности!).
Однако главный секрет технологии под названием "Зеленский" заключается в том, что зрителю-избирателю предлагается не просто проголосовать за "медвежонка Волдо" - за набор точек (живой, из плоти и крови актер Зеленский убегает от случайных камер и микрофонов со скоростью фольклорного персонажа, который боялся кропления святой водой) - а, так сказать, самому "слепить себе президента" - заповнив голограмму, как ребенок красками картинку-раскраску, своими собственными мечтами и надеждами "на все лучше".
Чем больше собственного ресурса инвестирует жертва розыгрыша в мыльный пузырь, тем труднее ей потом опомниться и признать себя обманутой
Показательно, что первым ходом Зеленского-кандидата было обращение в соцсетях "к народу" с призывом помочь ему написать президентскую программу - мол, изменим страну вместе! - и тысячи польщенных граждан ринулись в фейсбук, как во время Майдана, писать "кандидату без программы" свои развернутые, порой вполне профессиональные и аргументированные реформаторские предложения. Триумф чистого популизма, конечно, - но одновременно и безошибочно точный ход психологической вербовки сторонников, хорошо известный мошенникам и спецслужбам - чем больше собственного ресурса инвестирует жертва розыгрыша в предложенный ей мыльный пузырь, тем труднее ей потом опомниться и признать себя обманутой, потому что тем больше она будет отождествлять себя с тем, во что поверила.
Украина снова, как и в 2014-м, оказывается фронтиром, на котором испытывается прочность и жизнеспособность основных смыслообразующих принципов западной цивилизации
Именно поэтому описать "избирателей Зеленского" по законам социологии невозможно - под прицелом этой технологии оказались группы, очень разные по возрасту, по образовательному или имущественному цензу, даже, как это ни парадоксально, по политическим убеждениям. Единственное, что их всех объединяет, - это доверчивость: все они хотят перемен к лучшему - и все верят в "неизбежность" этого "лучшего".
Между прочим, именно эту веру Тимоти Снайдер в своей последней книге "The Road To Unfreedom" считает главной мировоззренческих ошибкой, которая помешала Западу вовремя разглядеть зарождение новых диктатур. Похоже, Украина снова, как и в 2014-м, оказывается тем фронтиром, на котором испытывается прочность и жизнеспособность основных смыслообразующих принципов западной цивилизации.
Потому что для того, чтобы пять с половиной миллионов доверились "мишке Волдо", самой веры в "обязательность лучшего" недостаточно - нужно, как правильно показано в "Черном зеркале", накопленное "отвращение к действующему" - чтобы показанный мишкой политику средний палец вызвал по-детски искреннее злорадство: вот он им дал! .. это не просто "протестное голосование" - это в значительной степени "голосования ненависти", которую все пять лет каденции Порошенко все украинские олигархические телеканалы (все телеканалы с национальным покрытием!) подогревали на "медленном огне" и канализировали в адрес действующей власти, персонифицированной в лице президента.
В украинских новостях ничего, кроме негатива, и так на протяжении пяти лет (коррупция, ДТП, коррупция, на Востоке снова погибший, коррупция, кого избили/ изнасиловали/ зарезали, коррупция...). Это общий эмоциональный фон украинских СМИ хотя бы отчасти объясняет, почему во всех опросах украинцы до сих пор демонстрируют крайне низкий уровень удовлетворения жизнью и убеждение в том, что они живут в самой бедной и несчастной стране если не мира, то хотя бы Европы (только в прошлом году, с безвизом и ростом числа путешествий, когда появилась возможность для сравнения в реале, кривая украинских "бідкань" немного пошла на спад).
По телевизору говорят, что все у нас очень плохо, хуже и быть не может, и если вам лично не так уж и плохо, вы начинаете чувствовать себя виноватым и солидаризуетесь с невидимыми вам "обиженными властью"
Если воспользоваться метафорой из истории фотографии, этот накопленный негатив - это своего рода виртуальный "задник", в котором, путем настоятельного повторения мемов-заклинаний ("требуется изменение системы" - "нужны новые/ молодые лица") вырезается отверстие для головы - и все ждут на выборах появления того нового лица, уже не замечая, что "в реале" таких лиц много, что нынешнее украинское правительство - это "правительство 40-летних", что запущенные реформы во многих отраслях уже успели дать свои плоды и там, где до 2013 года ехалось по стране в вагоне "Интерсити" едва не в одиночестве, сегодня курсируют по три-четыре рейса в день, и все переполнены - бизнес, внутренний туризм, движение, жизнь! Но по телевизору говорят, что все у нас очень плохо, хуже и быть не может, и если вам лично не так уж и плохо, вы начинаете чувствовать себя виноватыми и солидаризуетесь с невидимыми вам "обиженными властью". Как говорила моя старушка соседка, также голосовавшая "против Порошенко" (так в ее возрастной группе переводится "за Зеленского") - "мне то еще кое-как, но надо и о других думать!"
Так все мы оказались внутри профессионально навязанного нам реалити-шоу, сценарист и режиссер которого до сих пор предпочитают оставаться за кадром - и миллионам доверчивых украинцев ничего о них не известно. Известно только, что в Кремле с нетерпением ждут поражения Порошенко во втором туре.
21 апреля Украина будет держать экзамен на чувство реальности - делая выбор между реальным президентом (объективно судя, по результатам 5 лет таки лучшим, что был у нас за все 28 лет независимости, но о чьих просчетах в информполе говорено в десятки раз больше, чем о достижениях) - и "мишкой Волдо", от которого можно ожидать чего угодно.
Если Украина проиграет, "наш пранк" может оказаться куда трагичнее Брекзита. Трагично же - не только для Украины, а для человечества в целом, - то, что он станет знаком новым диктатурам: двери для власти "медведей Волдо" - открыты.
Статью писательницы в немецкой газете Die Frankfurter Allgemeine Zeitung перевела редакция "Радио Свобода"