Мы слишком быстро поверили, что защитились от безумия
Наш разум шаткий и уязвим
Большую часть своей истории человечество воспринимало свою разумность как что-то неустойчивое и уязвимое. Как то, что стоит над пропастью.
Большим "другим" был Безумец: тот, на кого человек всегда может превратиться.
Разум, который должен был защитить от безумия, греки называли phronesis, латиняне - prudentia: способность устоять под ураганом.
Поэтому большую часть своей истории человек чувствовал недоверие к эмоциям (как любви, так и ненависти), считая их масками Безумия.
Сегодня мы живем в другие времена: мы верим в человеческий разум как нечто почти божественное. Мы воспринимаем себя как homo sapiens, мы окружены двумя творениями человеческого интеллекта: цивилизацией и технологией. Цивилизация - это ум, спроектированный на институты; технология - это ум, спроектированный на машины. Сегодня большой "другой" - это не Безумец, а Робот. Наш собственный ум, скопированный в облако.
Но веря в цивилизацию и технологии мы бессознательно отдаем ум на аутсорс. Мы бессознательно верим, что в моменты нашего безумия они нас все равно спасут. Поэтому можем себя "отпускать" как угодно: дать эмоциям и, наконец, безумию аннексировать нашу рациональность.
Брекзит, Трамп, популисты, Сурков - это все вариации на одну и ту же тему: как далеко мы можем пойти, играя в безумцев
Брекзит, Трамп, популисты, Сурков - это все вариации на одну и ту же тему: как далеко мы можем пойти, играя в безумцев.
Вот только никакого аутсорса ума - того, старого, который prudentia, то есть защита от урагана - нет. Человеческая природа не изменилась: наш разум до сих пор шаткий и уязвим. И мы всегда стоим над пропастью Безумия. Мы слишком быстро поверили, что защитились от безумия.
Современные антиутопии дают постоянно похожую картинку: машины восстали против человека.
Но гораздо вероятнее есть другая перспектива: хаотичные стаи бывших homo sapiens, которые позволили себя наконец полностью "отпустить" - и одинокие отряды ностальгических, но до сих пор разумных роботов, которые пытаются уберечь остатки некогда великой цивилизации.
Текст является постом автора в сети Facebook и не написан специально для Gazeta.ua.
Текст перепечатывается с разрешения автор
Комментарии