"Северный поток-2" – это не про газ, а про войну
Бизнес для Путина – поставки нефти. Газ использует исключительно как политическое оружие
Компромисс, который был достигнут между Германией и Францией относительно строительства газопровода "Северный поток-2", стал ясен после заседания комитета постоянных представителей ЕС и Европейского парламента.
Изменения в европейской Газовой директиве относительно распространения правил, обязательных для газопроводов внутри ЕС, на газопроводы третьих стран, распространятся и на "Северный поток-2". Однако регулятором этих правил станет страна, по территории которой проходит пресловутый маршрут доставки газа - то есть Германия. Берлин получает право делать исключения из Газовой директивы, однако только после проверки и утверждения этих исключений Европейской комиссией. Именно за Брюсселем, а не за Берлином остаётся последнее слово, - пишет Виталий Портников для espreso.tv.
За Брюсселем, а не за Берлином остаётся последнее слово
В Германии достигнутый компромисс воспринимают с облегчением - и потому, что без его достижения реализация проекта "Северный поток-2" может остановиться, и потому, что этот компромисс демонстрирует приверженность Берлина своим обязательствам, и потому, что компромисс Германии и Франции призван доказать, что речь идёт исключительно о бизнесе, а не о политике.
Осталось только узнать, как достигнутый во время сегодняшнего заседания компромисс будут воспринимать в Москве. Потому что для Кремля "Северный поток-2" - никакой не бизнес, а политика в чистом виде. Бизнес для Путина - поставки нефти, а газ используется исключительно как политическое оружие. И то, в чем давно убедились украинцы, почему-то стало новостью для немцев и других наивных европейцев.
Строительством "Северного потока-2" Кремль преследовал три простые цели - усилить энергетическую зависимость стран Западной и Северной Европы от Москвы, подорвать экономический потенциал стран Центральной Европы путём лишения их прибылей от транзита и развязать себе руки для полномасштабной войны на территории Украины. "Северный поток-2" - это не про газ, это про войну. А необходимость в такой войне возрастает на фоне неизбежного обнищания населения России. Получается, что Берлин одной рукой - поддерживая санкционную политику против агрессора - подталкивает Путина к войне, а другой - поддерживая строительство "Северного потока-2" - создаёт условия для такой войны. Какой фейерверк стратегического мышления!
Если даже змею не остановить, ее еще можно лишить ядовитого жала
Но теперь ситуация может измениться. Если Берлин решит развивать "Северный поток-2" именно как бизнес-проект, то вызовет ли это понимание в Москве? А если Берлин решит пойти на поводу у Кремля и ввести только те исключения, которые облегчат Путину реализацию его политических планов, то вызовет ли это понимание в Брюсселе?
И тут многое будет зависеть от усилий тех, кто понимает опасность строительства "Северного потока-2" и суть намерений Кремля, от усилий американской, польской, украинской дипломатии, от новых санкций - в том числе и против западных компаний, которые участвуют в реализации проекта. Нет, борьба еще не окончена. И если даже змею не остановить, ее еще можно лишить ядовитого жала.