Никто больше не сможет созвать Майдан с помощью "Фейсбука"
Трагическая ошибка
Разочарование 2018 года - это "Фейсбук".
Представьте себе, что если бы "Фейсбук" в 2013 году работал так, как он работает в 2018-м. В Украине не случился бы Майдан. Все смыслы, которые производились бы в соцсети, не были доступны широкому кругу людей. Более того, если какой-то программный критический политический текст охватывал бы большие аудитории, его бы глушили вручную или удаляли из-за жалоб пользователей.
Если бы "Фейсбук" в 2013 году работал так, как он работает в 2018-м. В Украине не случился бы Майдан
Мало кто обратил внимание, что вскоре после скандала с Сambridge Analityca Марк Цукерберг заявил, что "Фейсбук" станет более семейным и будет больше показывать постов от близких друзей, чем от страниц и просто людей, на которых вы подписались от скуки. Идея не выглядела плохой, и не вызвала отвращения у пользователей. Более того, ее все пропустили мимо ушей.
На практике спустя некоторое время алгоритмы "Фейсбука" изменились.
Все пользователи стали видеть посты только от ограниченного круга своих друзей и небольшого числа страниц, они стали видеть эти посты по несколько раз, если их друзья участвуют в какой-то дискуссии. То есть лента стала полностью забита одним и тем же контентом, одними и теми же людьми, которых вы видите изо дня в день. Каждый теперь существует в этой сети в рамках своего "пузыря".
Страницы, на которые вы подписывались, чтобы получать информацию, больше не видны. До сих пор не понятно, сколько страниц позволено видеть в ленте. Вы можете упорно лайкать любимые страницы, но в ленте они все равно не начнут появляться - по разным причинам. Например, они не из вашей географии, или слишком коммерческие, или "Фейсбук" решил, что у вас достаточно подписок, и эти больше не помещаются.
Группы, которые имели отношение к коммерческим страницам, "Фейсбук" попросил привязать к них официально. Теперь они тоже не видны большинству участников групп. Собственно, как и страницы.
В 2014 году пользователь с 5 тыс. друзей и 15 тыс. фолловеров мог легко получить 2-3 тыс. лайков в посте, сейчас 300 лайков - это невероятное счастье
Количество читателей вашего поста снизилось, таким образом, в 10-20 раз (прикинуто на глаз, все алгоритмы тайные). То есть, если в 2014 году пользователь с 5 тыс. друзей и 15 тыс. фолловеров мог легко получить 2-3 тыс. лайков в посте, сейчас 300 лайков - это невероятное счастье. И это не потому, что читатели от вас устали, они просто не видят ваши прекрасные тексты. Могут увидеть, только если специально зайдут на вашу страницу.
Таким образом, если вы в период с 2009 по 2018 год буквально работали в "Фейсбуке", завоевывали аудиторию, привлекали друзей и фолловеров, в этом году "Фейсбук" нивелировал все ваши усилия и работу. Кто бы вы ни были, народный депутат или просто лидер мнений, скорее всего ваши умные мысли не найдут аудиторию размером с ту, которая была в 2013-м. Больше никто не сможет созвать Майдан или организовать народное движение с помощью этой социальной сети. Все рассчитано.
Это трагическая ошибка. Нивелировав стоимость лайков и шеров, "Фейсбук" предотвращает создание новых смыслов и не поощряет более их носителей. Теперь нельзя повлиять на ситуацию в стране и в мире с помощью бесплатных лайков и шеров. Власть имущие всех стран больше не видят угроз со стороны социальных сетей. Сырьевые короли и олигархи получили отсрочку и продлили свой абонемент на власть. Власть вернулась в телевизор, с которым соперничает "Ютуб". Но власть лайков и шеров ушла из "Фейсбука".
Власть вернулась в телевизор
Последнее время миллионные охваты в "Фейсбуке" получают только смешные или увлекательные видео. Возможно, это именно то, чего желает большинство пользователей, использующих соцсеть для развлечений и приколов. Возможно, что они не заметили перемен, для них все осталось по-прежнему. Но сеть перестала быть социальной, социально важной, нужной для фундаментальных преобразований, которые нужны во всех странах мира.
Очень обидно за коммерческие страницы, страницы бизнесов и брендов. Представьте, вы годами собирали лайки на свою страницу, неважно, человек вы или оператор путешествий, и вдруг обнаружили, что любые ваши посты никто не читает. Будь это реклама или что-то полезное, или забавная история - из 150 тыс. ваших пользователей это видит до тысячи человек.
Больше нет смысла меряться лайками - это ничего не значит. Страница с 5 тыс. лайков и с 150 тыс. лайков равны. Выигрывает тот, кто заплатит "Фейсбуку" больше денег за рекламу. Хорошо, допустим, это справедливо. Но люди, которые подписывались на страницы, возможно, хотели их читать, а не видеть их контент с пометкой sponsored. Тем более, если это страница с контентом, где некому платить за продвижение и незачем.
Несмотря на снижение органических охватов, "Фейсбук" все равно остается уязвим для создания искусственных скандалов, ботов и других технологий, используемых для "серого" продвижения нужной информации. Грубо говоря, вероятность того, что интересный и нужный пост получит широкую аудиторию по честному гораздо ниже, чем если его начнут комментировать сотни аккаунтов без фото с арабскими никнеймами.
Люди думали, что делают что-то значимое, а среда вокруг них превратилась в копию плохого телевидения
Какой можно сделать вывод из всего этого? "Фейсбук" обманул тех, кто связывал с ним определенные ожидания. Возврата к красивому прошлому уже не будет. Надо просто зафиксировать этот момент, пока не стало еще хуже. Мы не знаем, что привело к этому обману - страх или желание коммерческого успеха, побочный результат - это снижение доверия пользователей к самой большой в мире сети и ее хозяевам. И не только из-за утечки данных, дыры в безопасности можно залатать, но и из-за простых человеческих обид. Люди думали, что делают что-то значимое, а среда вокруг них превратилась в копию плохого телевидения, где за вас решают, что вы хотите сегодня читать и смотреть, в каком объеме и в какие моменты.