Валерий Пекар
Общественный деятель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы
10.12.2018
1

Майдан был за будущее. Протесты в Париже – за прошлое

Бросание брусчатки и зажигательной смеси – не основание для сравнения

Определенная часть украинского общества внимательно следит за событиями в Париже, увидев в том или некий аналог Майдана, или наоборот, антитезу ему. Давайте разбираться.

Поводом для беспорядков стало повышение акцизов, которое приведет к повышению цен на бензин. Значит, граждане против повышения налогов, за меньшее вмешательство государства в экономику? Скорее наоборот, они за увеличение социальных расходов. Очевидно, французский бюджет общего благосостояния трещит, поскольку понадобилось повышать акцизы. Как в голове у людей сочетаются увеличение социальных расходов и снижение налогов? Нормально сочетается. Посмотрите на типичных украинских избирателей, которые прислушиваются к типичным украинским политикам.

Как в голове сочетаются увеличение социальных расходов и снижение налогов? Посмотрите на типичных украинских избирателей, которые прислушиваются к типичным украинским политикам

А может, это полностью "рука Москвы", инспирирована спецслужбами того государства, которое давно и упорно работает над уничтожением свободного Запада, вмешиваясь в каждые выборы и референдумы и бередя все социальные раны, от Чикаго до Барселоны, Лондона до Одессы?

Как каждое массовое социальное явление, парижский протест включает несколько составляющих:

1. Кризис социального государства всеобщего благосостояния. Это завоевание конца ХХ столетия не выдерживает нагрузки от сокращения трудоспособного населения и одновременного роста расходов на пассивных потребителей (от собственных пенсионеров и хронических безработных до африканских и ближневосточных беженцев). Получается, что чрезвычайно высокие налоги работают только в условиях сильной социальной сплоченности, "зеленой" парадигмы мышления и почти идеальных государственных институтов. Такое сочетание можно увидеть в скандинавских странах. Во всех других случаях богатые не желают платить. Поэтому или налоги на них надо уменьшать (и это сделали Трамп и Макрон), или же они найдут себе другую страну с меньшими налогами. Значит, заплатить больше должен средний класс, который составляет основу общества. Протест объединяет различные социальные слои, в том числе люмпенизированные. Но ключевой его частью является нижний средний класс, что испытывает на себе "социальное скольжения вниз".

Мир меняется, но люди хотят, чтобы все оставалось, как было

2. Футурошок. Стремительные технологические изменения приводят к тому, что под угрозой исчезновения оказываются сотни профессий и десятки миллионов рабочих мест нижнего среднего класса - самого большого социального слоя развитых стран, залога стабильности. Способность осваивать новые знания становится все важнее, а традиционные промышленные навыки теряют вес. В то же время богатые становятся богаче, а бедные беднее. В результате, люди теряют перспективу, пользуясь советским клише, "уверенность в завтрашнем дне". Когнитивный диссонанс, умноженный на девальвацию всех знаний и навыков, угрозу потери работы, уверености, сбережений, идентичности и других важных вещей, создает невероятное давление, что приводит к адаптационному срыву. Элвин Тоффлер назвал это явление футурошок. Мир меняется, но люди хотят, чтобы все оставалось, как было.

Естественной и предсказуемой реакцией на футурошок есть желание, чтобы "будущее не наступало так быстро". Это воплощается в голосовании за политиков, которые обещают, что при их каденции будущее не наступит. Более того, произойдет определенное возвращение в прошлое (make the country great again, название страны можно подставить любое - от Америки до России, от Турции до Венгрии).

Важной частью движения являются антиглобалисты. Они могут иметь левые или правые лозунги, но суть от этого не меняется. Их идея проста: от глобализации выигрывают только богатые, а средний класс размывается и страдает. Отчасти это правда, но виновата не глобализация как таковая (свободная торговля, напротив, является источником богатства наций), а все сопутствующие явления, которые приносят с собой технологические и экономические изменения. Таким образом, антиглобалисты является ярким выражением футурошока, хотя находится много конкретных мировых сил, готовых их спонсировать (например, украинских радикальных антиглобалистов финансируют крупнейшие олигархи). Французские протестующие видят в парижских элитах тех, кто, в отличие от них, выиграл от глобализации, и ненавидят их за это.

Французские протестующие видят в парижских элитах тех, кто, в отличие от них, выиграл от глобализации, и ненавидят их за это

3. Бунт граждан против традиционного истеблишмента. В то же время государственные институты даже самых развитых стран не готовы к изменениям. Вследствие развития демократии и дальнейшего растворения власти все больше людей получают доступ к информации и право голоса, но традиционные институты влияния, такие, как политические партии или профсоюзы, уже стали частью истеблишмента, то есть частью проблемы, а не решением, и потеряли доверие. А тем временем правительства имеют все меньше инструментов влияния и управления и в целом не способны предложить обществу приемлемые решения. Отсюда многочисленные протестные движения типа "Occupy Wall Street". Эти движения не доверяют никаким институтам. Они отвергают и правых, и левых. Не имея позитивной программы, они вздуваются или радикализуются.

4. Радикализация "лишних людей". Низкий уровень образования и высокий уровень недовольства вместе приводят к поиску "простых решений". Их в достаточном количестве предлагают правые и левые радикалы. Надо искать кого-то виновного, или же просто бить витрины и жечь машины, чтобы дать выход своему гневу. Большинство участников не имеют конкретных требований или конструктивных предложений. Они просто чувствуют, что жизнь зашла в тупик. Многим просто нет сил разбираться, чего именно они хотят - чаще всего, уменьшение налогов и увеличение социальной защиты одновременно, что является признаком инфантилизма. Радикальные политики не могут упустить такой шанс сыграть свою игру в мутной воде.

Нелиберальной России очень хочется доказать миру, что либерализм и демократия умирают

5. "Рука Москвы". Уже стало общим местом обоснованное и проверенное утверждение, что Кремль подогревает любые социальные беспорядки и недовольство во всех странах Запада, бередя все раны и вмешиваясь во все события. В данном случае присутствуют все составляющие: влияние российских государственных медиа, ботофермы в социальных сетях, радикальные местные политики на кремлевских зарплатах и даже по многим признакам и свидетельствам, непосредственное присутствие российских спецназовцев и организаторов (очевидцы говорят, слишком профессионально выглядит драматургия событий). Цель россиян понятна: углубить и продемонстрировать кризис Европы, европейских ценностей и институтов, а вместе европейского единства. Во Франции они добиваются выхода из ЕС и НАТО, что приведет к развалу одного из институтов и глубокому упадку другого. Нелиберальной России очень хочется доказать миру, что либерализм и демократия умирают. Сформировать свой нелиберальный интернационал от Пекина до Каракаса - конечно, со столицей в Москве.

Ну и последнее. Не надо проводить параллели между нынешними погромами в Париже и Евромайданом, в течение которого не было ни одной разбитой витрины или сожженной машины, кроме одного пострадавшего дома на Грушевского. Не надо проводить параллели между четкими политическими требованиями Революции достоинства и сумбурными экономическими требованиями французских протестующих, охваченных футурошоком и антиглобализмом и подогретых российскими "специалистами по беспорядкам". Формальный признак бросание брусчатки и зажигательной смеси не является основанием для сравнения. Уголовный киллер и солдат на фронте делают одно и то же - убивают людей из огнестрельного оружия. Разница в ценностях и мотивах, и это определяющее. Майдан был за будущее, футурошок - за прошлое, и это самое важное.

Мир переживает большую турбулентность, и нам нужно быстро меняться самим и менять страну

Что делать нам?

1. Осознать, что мир переживает большую турбулентность, и нам нужно быстро меняться самим и менять страну. Единственный возможный путь - в будущее. Нынешнее нестабильное, а в прошлом нас никто не ждет, кроме имперского "старшего брата".

2. Быстро построить все развитые институты современности. В первую очередь мощный средний класс, для чего нужна экономическая свобода и защита прав собственности. Люмпенизированная страна рискует исчезнуть с карты мира. Защитить страну может только армия свободных людей.

3. Перезагрузить систему высшего образования, без которой движение в будущее невозможено.

4. Найти себе достойное место в международном разделении труда.

5. Не поддаваться на футурошок.

Оригинал на site.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі