Украинцы выбирают президента, как стиральную машину. Зеленский идеально подходит

Театр и реальная жизнь – разные вещи

Феномен роста рейтингов Владимира Зеленского прямо пропорционален росту в обществе антирейтингов украинских политиков. Сейчас он колеблется от 30 до 50% и судя по динамике, которую показывают последние опросы, недоверие продолжает расти.

При этом украинцы продолжают не доверять не только политикам, но и другим политическим институтам - партиям, парламенту, депутатам местных советов. В этом постоянном недоверии они начинают искать что-то принципиально "новое", что не идентифицируется с политической системой. Это "другое" должно быть простое, понятное, которое может быстро, легко и безболезненно решить все проблемы.

Навязываемый им образ президента - "слуги народа" - соответствует всем маркетинговым запросам общества

В этих поисках "легкой электоральной судьбы" украинцы попадают в ловушку, подготовленную современным информационным миром потребления. Щелкая пультом на экранах телевизоров, они начинают выбирать политика, как если бы они выбирали новую стиральную машину или одежду. Ключевым фактором становится "эмоциональная картинка" и узнаваемость "бренда". Зеленский идеально подпадает под эти ожидания. Навязываемый им образ президента - "слуги народа" - соответствует всем маркетинговым запросам общества. Он эпатажный, смешной, понятный, модный, доступный.

Зрители с восторгом наблюдают, как он с легкостью киногероя решает проблемы в государстве, побеждая всех своих виртуальных врагов. Вспомним, как в первом сезоне герой сериала Голобородько приходит и говорит: "Мы не будем возвращать кредиты МВФ". И потом, как по взмаху волшебной палочки, оперативно и безболезненно фактически списывает весь внешний долг страны. Ключевое в его риторике решения проблемы - легкий, безболезненный ответ на сложный вопрос, что не может не нравиться зрителям.

Смотря на экранные победы Голобородько зрители думают: если по ту сторону экрана все проблемы решаются так легко, это значит, что и в реальной жизни тоже так можно. Главное, чтобы президентом стал не представитель действующей политической элиты, а свой простой парень из народа. И каждый раз, когда люди ведутся на этот спектакль, они забывают: там за экраном есть свои режиссеры, постановщики, которые выстраивают интригующий сюжет по заказу того, кто заплатил за этот "театр".

За экраном есть свои режиссеры, постановщики, которые выстраивают интригующий сюжет по заказу того, кто заплатил за этот "театр"

Кстати, украинцы не уникальны в поисках "внеполитических лидеров." Вспомним Италию, где к власти пришли комики и популисты из партии "5 Звезд". Однако уже первые полгода их деятельности продемонстрировали представление и реальная жизнь - две разные вещи. Если в реальность перенести "театр" результат будет противоположный. После первых финансовых решений бюджет страны "затрещал", а ЕС пригрозил новому итальянскому правительству санкциями из-за раздутия дефицита.

К сожалению, украинцы очень редко учатся на ошибках других, продолжая с упорством наступать "на электоральные грабли," выбирая популистов и комиков.

Между тем тяжеловесы в политике смеются с Зеленского, не веря в его победу. Штабисты всех ведущих кандидатов повторяют один тезис: "Ну как может победить человек не из системы?". Который не имеет финансов, разветвленной партийной системы. Их проблема в том, что они мыслят категориями избирательных технологий прошлого века. Но времена меняются, а значит и меняются способы ведения кампаний. И не способность адаптироваться к новым избирательным реалиям может сыграть с тяжеловесами злую шутку.

В отличие от них, Зеленский готов прибегать к нестандартной агитации. За месяц до выборов в феврале выходит третий сезон "Слуги народа," за перепетиями которого снова будет наблюдать вся страна.

Зеленский готов прибегать к нестандартной агитации

Также есть неподтвержденная информация, что в ближайшее время планируется тур аффилированной с Зеленским "Лиги смеха" высшими учебными заведениями. Такой ход не случаен несмотря на то, что почти 40% избирателей лидера "95 квартала" - молодежь в возрасте 18-25 лет. То есть те, кто редко (почти никогда) не ходят на выборы. Если Зеленскому не удастся их мобилизовать, электоральные потери достигнут не менее трети, а значит можно забыть о выходе во второй тур.

Подобная ситуация была в Киеве в 1999 году, когда за мэрский пост боролись Омельченко и Суркис. Омельченко делал ставку на бюджетников. Суркис - на молодежь, которая в день выборов банально не пошла голосовать. Зато Омельченко выиграл с преимуществом в несколько раз.

А пока команда Зеленского разрабатывает нестандартные агитационные шаги, должны констатировать: вероятность выдвижения в президенты лидера "95 квартала" - высокая. А значит следующая избирательная кампания обещает быть не только напряженной, но и веселой.

Наблюдая за шоу, которые будут готовить нам штабисты и пиарщики, главное помнить - все кандидаты, которые будут выступать перед нами на электоральных подмостках, после избрания на должность снимут маски. Будут вынуждены решать сложные социально-экономические проблемы и продолжать войну с Россией в реальной жизни. Где совсем другие правила, законы и возможности, чем по ту сторону экрана.

Виктор Таран, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Яцек Павлицкий Редактор международного отдела Newsweek Polska
Владимир Гевко Маркетолог
Майкл Дракман Директор Международного республиканского института в Украине
Дарья Лазарева Эксперт отдела климата и транспорта ОО "Екодия"
Юрий Николов Соучредитель издания "Наші гроші"