Постоянно создавая новое, XXI век будет убивать
Рождение и смерть
Главной темой XIX века была тема рождения-через-смерть. В "Плинних ідеологіях" я это назвал "палингенесийным мифом" XIX века. Он был общий для консерваторов и революционеров, националистов и социалистов - не взирая на все их различия. Проблема XIX века заключалась в том, что он не мог думать о творении без отрицания, рождении без смерти. Впервые это сделал Ницше, в своем образе ребенка в "Заратустре", уже к концу века.
Главной темой ХХ века была тема смерти как таковой. Смерть капитализма, смерть империй, смерть искусства, смерть философии, смерть Бога, смерть модернизма и всех других -измов. Проблема ХХ века заключалась в том, что он слишком поверил в шумпетеровское creative forces of destruction, сделал из смерти фетиш, - и одновременно банальность, "естественную вещь". Поэтому уже с начала век был готов к смерти без конца.
Проблема ХХ века заключалась в том, что он сделал из смерти фетиш, - и одновременно банальность, "естественную вещь
Главной темой XXI века является тема творчества, креативности, создания нового и т. д. Незаметно для себя, XXI век очень ницшеанский - мы все напоминаем ницшеанского ребенка, "колесо, которое катится само собой". Мы креативны, но безжалостные к прошлому. Творческие, но амнезийны. Хорошо импровизируем, но плохо помним. Проблемой XXI века будет (и уже есть) амнезия, способность быстро забывать то, что произошло даже недавно, способность с легкостью отбрасывать на помойку то, что было дорого еще вчера. Прошлое все больше будет напоминать мусорные полигоны общества потребления: они есть, они накапливаются, они оккупируют реки и океаны, но все делают вид, что их не существует.
Прошлое все больше будет напоминать мусорные полигоны общества потребления
Детская легкость рождения и головокружительность креативности имеет свое недостатки: амнезию и улыбающуюся деструкцию. Постоянно создавая новое, XXI век будет убивать, не замечая.
Текст является постом автора в сети Facebook и не написан специально для Gazeta.ua. Текст перепечатывается с разрешения автора
Комментарии