Кто и почему голосовал за Антикоррупционный суд
В украинском парламенте есть три типа партий
Голосование за создание Высшего антикоррупционного суда 8 июня подтвердило три тенденции в украинской парламентской политике со времени Революции достоинства.
Во-первых, голосования политических партий свидетельствуют об обманчивости их разделения на "прореформаторские" и "антиреформаторские". "Vox Ukraine" обнаружил, что депутаты "Народного фронта" и "Блока Петра Порошенко" лучше посещают парламентские заседания и голосуют за реформаторские законы. По словам авторов исследования, без поддержки этих двух фракций "на практике не может быть принят ни один закон".
Голосования политических партий свидетельствуют об обманчивости их разделения на "прореформаторские" и "антиреформаторские"
"Самопомоч", которую часто считают наиболее прореформаторской фракцией в парламенте, занимает третье место.
Две популистские фракции - "Батькивщина" во главе с Юлией Тимошенко и "Радикальная партия Олега Ляшко" - имеют плохие показатели голосования за реформаторские решения. "Оппозиционный блок" определенно опирается реформам и европейской интеграции и имеет худший результат посещаемости.
"Народний фронт" и "БПП" проголосовали за Антикоррупционный суд почти единогласно. Без их голосов этот закон не набрал бы конституционного большинства. "Самопомич" также поддержала этот закон почти единогласно.
Не поддержали "Радикальная партия" и "Опоблок", которые имеют одинаковых финансовых спонсоров. Результат голосования "Батькивщины", как всегда, оказался посередине.
Украинские популисты имеют весьма плохие показатели посещения парламента и голосования там
Во-вторых, как отмечают западные исследователи популизма, его представители презирают формальные политические правила и парламентский институт, считая его "коррумпированным" и контролируемым неподотчетными элитами, который не прислушивается к воле "народа". Украинские популисты имеют весьма плохие показатели посещения парламента и голосования там. Комитет избирателей Украины подсчитал, что в мае этого года Тимошенко посетила 1% парламентских заседаний, а Юрий Бойко - 6%.
В-третьих, несмотря на популярность антикоррупционной риторики среди популистов в Европе и Украине, они уязвимы к коррупции.
Несмотря на популярность антикоррупционной риторики среди популистов в Европе и Украине, они уязвимы к коррупции
Тимошенко участвовала только в 55% парламентских голосованиях за антикоррупционные законы, 34% голосований за законы в банковской сфере и 13% - за законы в энергетической сфере. Последние два сектора в украинских реалиях традиционно уязвимы к коррупции. "Батькивщина" не поддерживала и судебную реформу.
Показатели голосования в сфере пенсионной, медицинской, судебной и других реформ фракций Тимошенко и Ляшко такие же низкие, как и в случае с антикоррупционными инициативами. Обе партии отчаянно сопротивляются земельной реформе. В прошлом месяце Европейский суд по правам человека осудил мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, который среди всех посткоммунистических стран Восточной Европы действует только в Украине. На практике он приводит к распространению коррупции и серой экономики в сфере продаж и торговли землей. Всемирный банк также раскритиковал мораторий, отметив, что его отмена позволила бы увеличить объем сельскохозяйственного производства на 15 млрд долларов.
На практике мораторий приводит к распространению коррупции и серой экономики в сфере продаж и торговли землей
Как и в случае с противодействием коррупции, европейские популисты поддерживают реформы на словах, однако не на деле. То же касается и украинских популистов. В рейтинге поддержки реформ "Vox Ukraine" Тимошенко получила низкий показатель - 38%. "Vox Ukraine" подсчитал, что за четыре года деятельности нынешнего состава парламента Тимошенко участвовала в 30% голосований, а ее средний показатель поддержки реформаторских решений составил 36%. В рейтинге фракций по уровню поддержки реформ "Батькивщина" заняла пятое место, уступив даже популистской "Радикальной партии".
Иными словами, голосование за Антикоррупционный суд и другие реформы в течение последних четырех лет показали, что в украинском парламенте есть три типа партий.
К первому типу относятся "Народный фронт", "БПП" и "Самопомоч", которые имеют хорошую дисциплину внутри своих фракций, высокий показатель посещаемости заседаний и демонстрируют выразительную поддержку реформ.
Во вторую группу входят популистские "Батькивщина" и "Радикальная партия". Их депутаты хуже посещают парламентские заседания и реже голосуют за реформаторские законы. После выборов 2014 года все пять партий объединились в парламентскую коалицию, что позволило говорить о первом в истории Украины проевропейском реформаторском конституционном большинство. После того, как правительство во главе с Арсением Яценюком начало проводить реформы, представители "Батькивщины" и "Радикальной партии" покинули коалицию.
Популистские "Батькивщина" и "Радикальная партия" хуже посещают парламентские заседания и реже голосуют за реформаторские законы
Третью группу образуют контрреволюционеры с "Оппозиционного блока" и аффилированные с ним олигархические группы ("Возрождение" и "Воля народа"). Они посещают парламентские заседания хуже и, как свидетельствует голосование за Антикоррупционный суд, обычно голосуют против реформаторских законов.
Тарас Кузьо, для Gazeta.ua
Комментарии