Родовая болезнь украинцев

Новый общественный договор для Украины. Кто мы?

Немало приходится слышать в последнее время о "родовых болезнях" украинства, среди которых лидирует так называемое отсутствие единства. Страх перед разобщенностью, атомизацией, раздробленностью, раздором - явление в наших общественно-политических реалиях если не оправданное вполне, то достаточно понятное и исторически обоснованное.

В условиях войны страна должна выполнять хотя бы "академический минимум" единства - иметь единого главнокомандующего, лояльную к государству армию и общество, которое эту армию удерживает и поддерживает. "Боже, нам єдність подай" поется в одном из "духовных гимнов" Украина. Обращение к трансцендентному в этом случае весьма симптоматично: мол, если люди не способны объединиться, то надеяться в этом вопросе можно только на Господа, который должен выслушать мольбы и, в конце концов, со всем этим навести порядок.

В условиях войны страна должна выполнять хотя бы "академический минимум" единства - иметь единого главнокомандующего, лояльную к государству армию и общество, которое эту армию удерживает и поддерживает

Но оставим Господа. У него сейчас гораздо важнее и, так сказать, более сродная задача - автокефалия украинской православной церкви. И ни слова больше о христианском единстве, или же соборности. Эта тема настолько богоугодноя и судьбоносная, что в который раз мазать ее своими невоцерковленными руками - или грех, или неоправданная роскошь.

Речь идет как раз о единстве общественному, которое за долгие годы отсутствия государственности, а затем и почти четверть века неоколониализма успело обернуться в нечто вроде фетиша.

О единстве упоминают в различных политических заговорах настолько часто, что предполагается, что каждый из тех, кто слышит это слово, по умолчанию вкладывает в него плюс-минус одинаковый и положительный смысл.

Единство - всегда о добре, а не о зле

И с этим трудно не согласиться. Единство - всегда о добре, а не о зле. Единство - всегда об отпоре хороших в противостоянии с мощной силой (известно, какой), несущей зло. Единство - всегда лучше за свою противоположность, то есть разобщенность.

"В единстве - наша сила", "Единство - залог будущего народа" - это не только затертая общественно-политическая фразеология, но и, например, темы для школьных сочинений, в которых школьникам из года в год приходится находить новые аргументы в пользу животворного объединения всех со всеми. И они их, конечно, находят, потому что дело это нехитрое. Стоит только обратиться к истории и выписать оттуда аналогии, когда "украинцам хватило единства". А его хронически не хватало во всех освободительных состязаниях, которые только можно вспомнить - от Мазепы с Кочубеем до "каневской четверки" через Петлюру-Скоропадского и Бандеру-Мельника. Всегда наши многочисленные национальные поражения наступали вследствие недостатка единства, которое должно было каким-то чудом образоваться, но почему-то не образовалось. Впрочем мало кто решается пойти дальше и спросить: а может, украинцам не хватило чего-то, кроме единства? Может, не только в нем, то есть в его отсутствии, наши проблемы?

Наши многочисленные национальные поражения наступали вследствие недостатка единства, которое должно было каким-то чудом образоваться, но почему-то не образовалось

Вот и сегодня, после революции, где хватало и единения, и солидарности, снова все чаще говорят о единстве. Его опять не хватает, поскольку скоро президентские и парламентские выборы, которые изрядно усиливают тревогу и в без того хронически встревоженных интеллектуальных средах. Уже сегодня они предвещают если не поражение и откат назад в случае откровенно пророссийского реванша, то точно ничего хорошего не обещают в случае прихода коалиции популистов. Даже сохранение нынешнего статус-кво беспокоит достаточно широкие слои населения, которые хотели много и сразу, а получили, как всегда, мало или совсем ничего. Создается впечатление, будто все мы уже потеряли то, что с такими боями и потерями получили.

Однако, как всегда, не договаривают, из чего оно состоит, это единство? Какаое у него внутреннее наполнение или рецепт приготовления? Единство кого с кем, в какой степени и за чей счет? Единство для победы? Ладно. Но как после победы? Одесса снова захочет Екатерину, Калуш - Бандеру, Донецк - Моторолу, Ровно - янтарь, Чоп - контрабанду, а Киев - "Киевские лавры" и вечный финал Лиги чемпионов. Но все снова вместе якобы хотят единства. Ради чего? Чтобы снова в определенный момент захотеть что-то свое?

Единство для победы? Ладно. Но как после победы? Одесса снова захочет Екатерину, Калуш - Бандеру, Донецк - Моторолу, Ровно - янтарь, Чоп - контрабанду, а Киев - "Киевские лавры" и вечный финал Лиги чемпионов

Нет, такое единство не выдерживает критики, поскольку в нем причина перепутана со следствием. Потому что не что-то ради единства, а все-таки наоборот - единство ради чего-то. Наше единство - иллюзорное и выхолощенное не потому, что мы плохие или безголовые, а потому, что до сих пор не ответили себе на вопрос: "Ради чего единство? Каково его наполнение? Куда мы все вместе, объединенные, пойдем?". Нет, я понимаю, что на Майдане националист объединился с либералом, гей бросал коктейли не хуже футбольного фаната, а антисемит благородно терпел присутствие еврея. Но это все пошло по ветру так же незаметно, как и пришло. Не обманывайте самих себя.

Вот уже через несколько месяцев начнется предвыборная компания, в которой выльется беспрецедентное количество грязи, и все политики снова будут апеллировать к "единству". И "порохоботы", и "зрадофилы", а также - о, Господи! - сторонники бойков-мураевых-рабиновичей, условно говоря, "вата".

Через несколько месяцев начнется предвыборная компания и все политики снова будут апеллировать к "единству". Даже сторонники бойков-мураевых-рабиновичей

Первым единство потребуется ради "сохранения страны", вторым единство потребуется ради "свержения коррумпированного олигархического режима" и даже третьим потребуется единство - ради "прекращение войны и мира" на условиях Кремля. Я молчу о четвертых, пятых, десятых, которые тоже обязательно вспомнят о единстве. Например, для того, чтобы объединиться - и разогнать какую-то книжную презентацию; или объединиться - и помочь застройщику отобрать у общины сквер; или объединиться - и написать донос на коллегу-художника в соответствующие органы. Немало существует вполне рациональных причин для объединения ради какого-то партикулярного интереса.

Не так в единстве - наша сила, как в отсутствии определенных приоритетов наша слабость

Осмелюсь предположить, что все-таки не так в единстве - наша сила, как в отсутствии определенных приоритетов наша слабость. Проблема не в том, что мы такие неизлечимо разрозненные (кстати, я убежден, что мы не более разрозненные внутри своего общества, чем любая другая европейская страна), а в отсутствии намека на формирование нового общественного договора, в котором был бы прописан и вектор движения страны, и дан ответ на главные вопросы: кто мы и в какие игры собираемся играть. И - главное - по каким правилам. Если все примут одинаковые правила игры, то никакие мантры о единстве уже просто не потребуются.

Перепечатывается с разрешения издания "Збруч"

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі