Нардепы отдали трудовых мигрантов на растерзание мошенникам
Власть продолжает жить отдельно от общества
То, о чем так много говорили разные эксперты по международному трудоустройству – наконец произошло. Депутаты и власть снова убедительно доказали, что они как жили в отдельном мире, так и продолжают там находиться. 17 мая Верховная Рада приняла за основу законопроект №6275 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей". Ждем второе чтение и на окончательную победу украинской власти над миллионами трудовых мигрантов, которых законопроект фактически отдает на растерзание мошенникам.
Ждем на окончательную победу украинской власти над миллионами трудовых мигрантов, которых законопроект фактически отдает на растерзание мошенникам
Ничего удивительного нет в том, что депутаты, особенно разработчики законопроекта, не прислушивались к многочисленным сигналам со стороны бизнеса и гражданского общества о вредности этого законопроекта. В конце концов, когда это у нас власть слушала своих граждан? Она же сама знает, как наилучшим образом обустроить их жизнь и защитить от всех невзгод. И неважно, что эта так называемая защита приведет к ухудшению ситуации на рынке международного трудоустройства Украины. Главное, можно будет демонстрировать международным партнерам, что законотворцы ночами не спят а только ведут борьбу с торговлей людьми и защищают права "заробитчан" за границей.
Законопроект нанесет ощутимый удар по легальному рынку международного трудоустройства
Не буду утомлять читателей перечнем всех недостатков законопроекта. Хочу сказать лишь об основных моментах того, что инициаторы этого документа, среди которых народные депутаты Ирина Луценко и Ирина Геращенко, считают борьбу с нелегальным трудоустройством и торговлей людьми. Новый законопроект нанесет ощутимый удар по легальному рынку международного трудоустройства. Согласно этому документу, деятельность лицензированных компаний в этой сфере будет фактически невозможно вести на законных основаниях. А между тем, этот рынок и без того на 95% находится в тени. Фактически, большинство компаний, которые отправляют на работу за границу украинцев, не несут за них никакой ответственности. В этой ситуации государство вместо того, чтобы защитить лицензированные компании, добавляет новые барьеры в их деятельности, которые затрудняют ведение посреднического бизнеса в трудоустройстве за рубежом и наоборот, дает возможность мошенникам полностью завладеть этим рынком.
Теперь можно будет проводить внеплановые проверки, которые сейчас запрещены
Общая тональность законопроекта - зарегулированность, увеличение санкций и создания дополнительных препятствий для легального бизнеса. Нельзя не обратить внимание на два основных момента: законопроектом выдвигаются дополнительные условия к семи законодательных актов, два из которых касаются общих вопросов урегулирования предпринимательской деятельности. В частности, теперь можно будет проводить внеплановые проверки, которые сейчас запрещены. Кроме этого, ранее комитет по борьбе с коррупцией Верховной Рады сделал вывод, что этот законопроект может использоваться для давления на предпринимателей со стороны чиновников. Но это тоже не беспокоит уважаемых депутатов, чей бизнес защищен силами более влиятельными, чем какие-то законы.
Сегодня существует набор разнородных идей и действий со стороны властных структур, каждая из которых может быть положительной, но в совокупности они не дают большого эффекта, а иногда и наоборот – гонят ситуацию в тупик.
Большинство украинцев трудоустраиваются в Польше с помощью "серых" посредников или откровенных мошенников
Например, когда компания–посредник, имеющая лицензию на трудоустройство за границей, отправляет гражданина на работу в другую страну, она обязана информировать государство об этом. По статистике Государственной службы занятости в 2017 году официально на работу в Польшу выехало 12,4 тыс. человек. В то же время, по информации польского правительства, эта страна выдала в прошлом году 1,7 млн приглашений для украинцев на работу. Конечно, надо принять во внимание, что некоторые украинцы получают приглашение, но не едут на работу, а кто-то использует два приглашения на год, но я еще раз хочу сравнить эти две цифры – 1,7 млн и 12, 4 тыс. Вывод очень простой – большинство украинцев трудоустраиваются в Польше с помощью "серых" посредников или откровенных мошенников. Что делает украинское государство сегодня для решения этой проблемы? Правильно - она усложняет ведение бизнеса для легальных компаний – посредников в Украине.
Надо информировать людей об опасности нелегального трудоустройства, проводить информационные кампании и запускать образовательные проекты
Нельзя принимать непродуманные законы, нельзя простым административным действием прекратить торговлю людьми. Нужно работать с обществом, менять его, просвещать, помогать. Только так можно внедрять цивилизационные изменения. Нужна системная работа государственных органов вместе с представителями гражданского общества и бизнеса. Надо информировать людей об опасности нелегального трудоустройства, проводить информационные кампании и запускать образовательные проекты. Никаким одним законом, каким бы замечательным он не был, невозможно решить проблемы, накопившиеся за много лет.
В итоге можно констатировать, что депутатский корпус у нас остается слабым и непрофессиональным, не хочет прислушиваться к обществу и бизнесу и считает, что запретами можно решить существующие проблемы и способствовать экономическому развитию страны. Депутаты не в состоянии или не хотят учиться на своих ошибках и продолжают жить отдельно от общества. Только мы – граждане Украины можем вернуть их из этого уютного мира на грешную землю, если не проголосуем за подобных народных избранников в следующем году во время выборов в Верховную Раду.
Василий Воскобойник, для Gazeta.ua
Комментарии