Украина и Польша. Испытание историей

У нас есть только один выход

Поскольку от истории нам, похоже, никуда не уйти, выскажу несколько своих мыслей на эту тему. Польша и Украина имеют сотни лет общего прошлого, и, к сожалению, оно было непростым, а часто и трагическим. Однако есть ли в нынешней Европе две соседние страны, в отношениях которых не было бы трагических, кровавых страниц? И что бы произошло с Европейским Союзом, если бы сейчас каждый вытащил из сундуков свои старые обиды и претензии?

Есть ли в нынешней Европе две соседние страны, в отношениях которых не было бы трагических, кровавых страниц?

Вместе с тем я убежден, что определяющими в польско-украинской истории были не войны и конфликты, а именно века мирного сосуществования, совместная работа, миллионы совместных браков и родившихся в них детей. Об этом свидетельствует результат исторического развития: сегодня мы имеем две очень близкие нации с подобными языками, культурами, ментальностями и цивилизационными ценностями, а также с естественной настроенностью на дальнейшее мирное и дружественное сожительство. Очень хочу надеяться, что нынешняя ситуация не сможет эту настроенность разрушить.

Я абсолютно уверен: не существует никаких объективных причин для какого-либо ухудшения взаимоотношений. Однако нас неожиданно накрыла ненужная и вредная для обоих народов волна из прошлого, искусственно поднятая политиками и СМИ.

К истории нужно подходить с большим уважением и осторожностью. С ее контекста нельзя вырывать и искажать те факты, которые кому-то нужны в данную минуту. Ею нельзя жонглировать, ее нельзя кроить, как кому заблагорассудится.

Недопустимо также присваивать себе как саму историю, так и право на окончательную истину. Есть объективные факты, но каждый народ, каждое государство все-таки смотрит на прошлое через свои национальные очки, то есть с определенной степенью субъективности. С особой силой это может проявляться при оценке сторонами-участниками древних войн, а также исторических персонажей. Поэтому нередко одно и то же лицо является для одного народа выдающимся полководцем, а для другого - жестоким захватчиком, для одного - героем-освободителем, а для другого - предателем и мятежником.

Нередко одно и то же лицо является для одного народа выдающимся полководцем, а для другого - жестоким захватчиком, для одного - героем-освободителем, а для другого - предателем и мятежником

Скажем, гетман Богдан Хмельницкий объективно является достаточно противоречивой фигурой. Борясь за самостоятельность для Украины, он заключил союз с Московией, надеясь на православное единство. Мы знаем, что это привело Украину к новому, еще худшему рабству и не одной национальной катастрофе. По моему мнению, это имело катастрофические последствия и для самой России, поскольку породило в ней имперское самосознание и на столетия вперед заблокировало ей путь к нормальному развитию.

Но как бы там ни было, Хмельницкий вошел в историческую память украинцев именно как герой, спасший Украину от польского порабощения и тяжелого национального унижения. При этом он никогда не посягал на собственно польские земли, не стремился завоевать Польшу и покорить ее Украине. Поэтому нам трудно согласиться с польскими антипатиями к Хмельницкому.

Однако цивилизованная Европа в конце концов выработала неписаные правила сосуществования различных национальных вариантов истории. Главное здесь взаимное уважение, толерантность и попытки если не принять, то хотя бы понять точку зрения другого. Зато неприличными считаются попытки силой надеть свои собственные исторические очки на нос соседу. К сожалению, именно этим сейчас и занимаются польские политики.

Неприличными считаются попытки силой надеть свои собственные исторические очки на нос соседу. К сожалению, именно этим сейчас и занимаются польские политики

Еще большей деликатности и толерантности требует новейшая история, в нашем случае это прежде всего украинского-польские войны и трагические этнические конфликты ХХ века. Здесь также действует правило "национальных очков". Бандера, ОУН и УПА боролись за независимое Украинское государство не только против польского, но и немецкого и советско-российского господства. И боролись они не просто на украинских этнических землях, а на государственной территории Западно-Украинской Народной Республики, возникшей на развалинах Австро-Венгерской империи одновременно с Республикой Польшей, и которую Польша вскоре захватила. Именно борьба за независимую Украину является главным фактором, по которому мы, современные украинцы, оцениваем деятельность ОУН-УПА, и никто не может нам запретить считать их героями.

Именно борьба за независимую Украину является главным фактором, по которому мы, современные украинцы, оцениваем деятельность ОУН-УПА, и никто не может нам запретить считать их героями

В начале этого года возле карпатского села Рунгуры я посетил восстановленное бандеровское убежище. 9 февраля 1951 года (через 6 лет после окончания Второй мировой!) здесь героически погибли пять бойцов УПА. Их выдал предатель, НКВД-исты выставили перед собой 15-летних подростков из соседнего села, заставили их открыть крышку и забросали бункер гранатами. В нескольких сотнях метров находился еще один тайник с шестью партизанами. Все они покончили с собой, чтобы не попасть в плен. Это их мы должны отречься? Это их мы должны считать преступниками? Ясно, как белый день, что такого не будет никогда.

При этом хочу четко подчеркнуть: военные преступления, преступления против человечества, совершенные в ходе украинского-польских конфликтов во время Второй мировой войны и после нее, не имеют оправдания. Однозначно осуждаю все такие преступления - и те, которые направлены против украинцев, и те, что против поляков.

В нынешней трактовке событий польской стороной просматривается тенденция поставить знак равенства между национально-освободительной борьбой украинцев и преступлениями против гражданского польского населения. В принципе таким образом можно дискредитировать любое освободительное движение. Но и для таких ситуаций цивилизованная Европа давно нашла ответ: каждое преступление индивидуально и имеет своих исполнителей, которые и должны нести за него ответственность. Приписывание же преступления всей нации или всему освободительному движению недопустимая пропагандистская манипуляция.

Каждое преступление индивидуально и имеет своих исполнителей, которые и должны нести за него ответственность. Приписывание преступления всей нации или всему освободительному движению пропагандистская манипуляция

Если же некоторые польские политики и дальше будут настаивать на запрете в Украине Степана Бандеры и УПА, то по принципу "начни с себя" они бы прежде всего должны запретить Юзефа Пилсудского с его жестокой "пацификацией" украинцев Галичины, а также Армии Крайовой, чьи отряды осуществляли кровавые карательные акции против украинских сел.

3 марта исполняется очередная годовщина трагедии украинского села Павлокома, в котором уже в 1945 году местная польская самооборона и подразделения Армии Крайовой под командованием поручика Юзефа Бисса расстреляли 366 украинцев, среди них 157 женщин и 59 детей в возрасте до 14 лет. И таких сел было не одно и не десять. Так что будем делать с Армией Крайовой?

Польская самооборона и подразделения Армии Крайовой расстреляли 366 украинцев, среди них 157 женщин и 59 детей. И таких сел было не одно и не десять. Так что будем делать с Армией Крайовой?

Мы готовы признать и осудить преступления, совершенные против поляков, но и Польша должна сделать то же самое в отношении преступлений против украинского народа. Пока же она сознательно демонстрирует отчетливо однобокое видение: украинскую сторону противостояния изображает исключительно черными красками, а польскую представляет как "белую и пушистую".

О том, что история не бывает черно-белой, свидетельствуют и такие факты, которые многим в Польше сегодня могут показаться невероятными: после прихода коммунистов подразделения Украинской повстанческой армии и польского движения "Свобода и Независимость", управляемого бывшими офицерами Армии Крайовой, не раз проводили совместные вооруженные акции против войск НКВД. Наиболее известной из них стала операция в Грубешове Люблинского воеводства в мае 1946 года. В свою очередь коммунистическая машина террора одинаково беспощадно расправлялась как с польскими, так и с украинскими подпольщиками. Многие из них нашли свой вечный покой в ​​общих братских могилах, одну из которых был недавно открыли и на Варшавских Повонзках. Кстати, большинство памятников воинам УПА на территории Польши стоят на могилах бойцов, погибших именно в борьбе с советским НКВД, против которого воевала и Армия Крайова.

Большинство памятников воинам УПА на территории Польши стоят на могилах бойцов, погибших именно в борьбе с советским НКВД, против которого воевала и Армия Крайова

К сожалению, недавно принятый в Варшаве Закон "О внесении изменений в Закон об Институте национальной памяти - Комиссии по преследованию преступлений против польского народа и некоторые другие законы" стал ярким примером одностороннего, черно-белого подхода к истории.

Как известно, законы имеют "букву и дух". Следует признать, что польские юристы постарались, чтобы как можно тщательнее выписать букву, но суть Закона настолько шаткая и неуверенная, что им это сделать не удалось.

Согласно дополнениям к закону, заключением карается отрицание фактов преступлений "украинских националистов и членов украинских формаций - коллаборационистов Третьего рейха Германии". Закройте на минуту глаза на то, что националисты и коллаборационисты подаются как синонимы, хотя на самом деле они были антонимами. Зададимся вопросом, кто же такие здесь украинские националисты и что считается их преступлениями?

Закон разъясняет, что такими преступлениями являются "действия, совершенные украинскими националистами в 1925-1950 годах, которые заключаются в применении силы, террора или иных форм нарушения прав человека в отношении индивидуальных лиц или общественных групп".

Речь идет не только о тех украинцах, которые совершили военные преступления против человечности, а вообще обо всех патриотах, боровшихся за независимость Украины

Извините, но именно в этот период украинские патриоты вели освободительную борьбу против иностранных оккупаций Западной Украины. Итак, речь идет не только о тех украинцах, которые совершили военные преступления против человечности, а вообще обо всех патриотах, боровшихся за независимость Украины. А из этого следует, что сегодня любой украинец за любую положительную оценку на освободительной борьбы может быть заключен в Польше на 3 года, поскольку Польша об этих движениях имеет иную мысль. Под реальной угрозой оказывается и коренное украинское меньшинство, и почти миллион наших работников в Польше. Более того, наказание настигнет украинца, даже если свою оценку он высказал у себя в Украине. Если последовательно придерживаться буквы нового закона, то польская полиция в Варшаве должна зсаживать таких украинцев с поезда, скажем, "Киев - Берлин" и засаживать их в каталажку. Или я что-то не так понимаю?

Следующий вопрос: а почему в Законе не упоминаются польские коллаборационисты Третьего рейха, ведь они совершили преступления против своей родины. И почему нет ни слова о польских националистах, среди которых были и такие, которые участвовали в массовых убийствах украинцев.

Как отдельное преступление украинских националистов и украинских коллаборационистов Третьего рейха Закон выделяет "участие в уничтожении еврейского населения или геноциде граждан Речи Посполитой на территории Волыни и Восточной Малопольши".

На Волыни шла взаимная резня, и если вообще начинать говорить о геноциде, то тоже о двустороннем

К сожалению, на Волыни шла взаимная резня, и если вообще начинать говорить о геноциде, то тоже о двустороннем. И опять же, почему не упоминаются польские коллаборационисты? Ведь их было немало по всей Польше и они помогали нацистам в проведении Холокоста.

Отдельное возмущение вызывает употребление в современном польском Законе названия "Восточная Малопольша". Так, оказывается, во времена Пилсудского называли украинские земли Львовщины, Станиславщины и Тернопольщины. Светлейший господа, это что, случайная оговорка или неудачная попытка пошутить?

Это что касается буквы. А с духом еще хуже. (Кстати, именно дух Закона вызвал резкую негативную реакцию Израиля и Соединенных Штатов). Авторы Закона явно присвоили себе право на абсолютную историческую истину и право диктовать свое видение другим странам. При этом они подают польскую сторону как априори непогрешимую, а грешными огульно представляют всех, прежде всего украинцев.

Это откровенная подмена реальной истории пропагандой. Это наивная попытка отретушировать прошлое политическим декретом. Это и пренебрежительность относительно других стран и народов. Это затыкание рта, ограничение свободы слова и дискуссии. Это, в конце концов, запугивание. Это дорога в никуда.

Это откровенная подмена реальной истории пропагандой. Это наивная попытка отретушировать прошлое политическим декретом. Это, в конце концов, запугивание. Это дорога в никуда

Возникает вопрос, что же делать, где выход? Ответ, опять же, уже давно выработан, на нем собственно и построено мирное сожительство наций в Европейском Союзе. Здесь лучшим образцом являются бывшие извечные враги, а ныне ближайшие друзья и партнеры Германия и Франция. Их политики оставили острые проблемы прошлого ученым, а сами тщательно следят, чтобы это прошлое не омрачило настоящего и завтрашний день. Взаимное уважение, толерантность, общее осуждение преступлений и почтение к памяти невинных жертв, в конце концов прагматизм и элементарный здравый смысл - вот проверенный европейский рецепт преодоления нынешнего кризиса в украинско-польских отношениях.

Напомню и завещание, которое оставил нам великий поляк, в жилах которого текла и украинская кровь, святой Иоанн Павел II: "Прощаем и просим прощения"

Больше всего огорчает то, что еще совсем недавно Украина и Польша жили по этому завещанию. Мы по праву считались эталоном межнационального примирения ради общего будущего. Президенты обеих стран не раз на могилах невинных жертв вместе отдавали дань и украинским, и польским погибшим. Просили прощения и прощали. Та же Павлокома в Польше и Павловка в Украине стали не только местом нашей общей скорби, но и символом совместной надежды и восстановленного братства.

Мы просто не имеем права пренебрегать завещанием Иоанна Павла II и бессмысленно терять все, чего достигли невероятными усилиями наши политики и дипломаты, наши интеллектуальные элиты, миллионы обычных украинцев и поляков.

От эскалации исторических споров не может выиграть ни Польша, ни Украина. Пользу от этого может получить только одна сторона - Россия

Неужели не понятно, что от эскалации исторических споров не может выиграть ни Польша, ни Украина, что пользу от этого может получить только одна сторона - Россия. Именно это заставляет меня предполагать, что идею спекуляций на польско-украинской истории польским националистам подсунул не кто иной, как российские спецслужбы. Если вспомнить об их влиянии на "Брекзит", вмешательство в выборы в США, референдумы в Голландии и Каталонии, то такие подозрения выглядят вполне логичными.

Главное же, на что хочу обратить внимание польских коллег, которые интересуются историей: в прошлом отсутствие солидарности между Польшей и Украиной рано или поздно заканчивалась тем, что обе они попадали под московское иго. Если кто-то укачивает себя верой в то, что с Польшей такое больше случиться не может, то должен предостеречь наивных: программа-максимум Кремля - ​​дезинтеграция ЕС и восстановления влияния бывшего СССР, распад которого Путин считает "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века". В конце концов, четыре распределения польского государства с участием России и полная зависимость Польши от СССР в послевоенное время должны чему-то научить и самого беззаботного политика.

В прошлом отсутствие солидарности между Польшей и Украиной рано или поздно заканчивалась тем, что обе они попадали под московское иго

У нас было пусть и непростой, но общее прошлое, у нас общее настоящее и, не сомневаюсь, у нас должно быть и будет общее европейское будущее. Мы не смеем просто так погубить нашу дружбу и наше действительно стратегическое партнерство, от которого, вполне возможно, сегодня зависит судьба обоих народов.

Я готов к откровенному диалогу с польскими коллегами, я готов вместе с ними почтить память наших погибших всех национальностей, просить прощения и прощать. Я готов взять на себя ответственность за то, чтобы вернуть наши отношения в нормальное и цивилизованное европейское русло. К сожалению, пока я не вижу такой готовности с польской стороны. Но я твердо знаю, что другого пути у нас просто нет.

Призываю украинцев и поляков, которым дороги наши совместные достижения, не молчать и сказать свое слово.

Оригинал - на сайте "Збруч"

Перевод на русский - Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

3

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи