Михаил Гончар
Эксперт по энергетическим вопросам, президент "Центра глобалистики"
01.03.2018
3

Нафтогаз vs Газпром: чего ждать дальше

Как мы победили в самом коммерческом арбитраже в истории человечества

Дело Газпрома и Нафтогаза в Стокгольмском суде - это крупнейший коммерческий арбитраж в истории человечества. И мы победили. Этим можно гордиться.

Крупнейшим его называют именно через огромное количество взаимных исков на огромные суммы. Претензии касались и ценовой политики, и транзита, и количества экспортного газа. Газпром хотел получить более $70 млрд. Мы были скромнее. Претензии Нафтогаза были в районе $40 млрд. Когда речь идет о таких деньгах, нетрудно догадаться, что победа нам далась нелегко.

Но мы не имели выбора. 70 миллиардов - неподъемная сумма. Или пан, или пропал. И, к счастью, мы одержали победу. Было две важные составляющие успеха Украины. Во-первых, профессиональные зарубежные консультанты и советники. Во-вторых, что очень важно - невмешательство власти.

Было две важные составляющие успеха Украины. Во-первых, профессиональные зарубежные консультанты и советники. Во-вторых, что очень важно - невмешательство власти

В 2011 году, когда установился режим Януковича, Нафтогаз проиграл абсолютно выигрышный процесс в том же Стокгольмском арбитраже по иску "РосУкрЭнерго". Тогдашняя власть просто дала соответствующие указания руководству Нафтогаза пустить процесс на тормоза. Свидетели не появлялись, необходимые документы не подписывались - и это было прямое влияние власти.

Гипотетически в этот раз тоже могло быть указание с Банковой: не надо портить стратегическое партнерство и "вечную дружбу" с Россией. Но мы сейчас в состоянии войны, поэтому даже если кто-то и хотел бы полюбовно уладить вопрос, это было бы невозможно.

Также на нашу победу положительно повлияло то, что во главе Нафтогаза поставили новую, молодую и компетентную команду.

Победа над Газпромом очень важна и тем, что мы ее достигли именно правовым путем в международном суде.

Украинская власть впервые не повелась на какие-то внесудебные, политические договоренности. В прошлом они имели место постоянно. Именно поэтому и возникли проблемы арбитражного характера. Непрозрачные закулисные договоренности материализовались в виде контраста сотрудничества. Когда все преимущества были на стороне Газпрома, а мы имели только обязательства и проблемы.

Непрозрачные закулисные договоренности материализовались в виде контраста сотрудничества. Когда все преимущества были на стороне Газпрома, а мы имели только обязательства и проблемы

Конечно, победа в арбитраже не покрывает претензий Нафтогаза на сто процентов, но на это не стоило бы и надеяться. Стокгольмский суд никогда не принял бы единоличную позицию в пользу кого-то из сторон. Но если сравнивать, то мы, конечно, в выигрыше.

По решению арбитража, Газпром должен заплатить Нафтогазу $2,56 млрд. Не стоит питать надежды, что завтра же эти деньги поступят в Украину. Россия будет пытаться максимально оттянуть возмещение. В этом случае Нафтогаз может снова подать иск в Стокгольмский суд, на Газпром наложат санкции в виде процентов и сумма может увеличиться.

Отказаться от исполнения решения Стокгольмского арбитража россияне не могут

Вообще отказаться от исполнения решения арбитража они не могут. Международный суд - это не какая-то местная инстанция. К тому же туда периодически обращается и сам Газпром, и его партнеры. Поэтому они не заинтересованы в том, чтобы портить отношения.

В случае невыплаты и отказа, Украина к тому же может обратиться в арбитраж с иском и требованиями по принудительному взысканию имущества Газпрома, которого очень много за рубежом.

Сотрудничество Нафтогаза и Газпрома будет продолжаться до завершения срока действия совместных контрактов, то есть до 2020 года. Это также решение Стокгольмского арбитража, и мы должны его уважать. Украина обязана покупать каждый год минимум по 4 млрд кубометров газа у России. Такие объемы не создадут ситуацию критической зависимости Украины от российского газа. В прошлом году мы потребили 32 млрд кубов. Элементарная матиматики: экспортируемые из России несчастные 4 млрд кубометров - это лишь одна восьмая часть. Для сравнения - раньше мы покупали почти две трети газа в РФ.

Нафтогаз обязан покупать не менее 4 млрд кубов газа у Газпрома до 2020 года. Это - лишь одна восьмая годовой потребности. Опасности зависимости Украины нет

Важно, чтобы мы покупали именно минимум, который нам установил арбитраж и не увеличивали экспорт в угоду России по каким-то непонятным причинам. Также, что Газпром не имеет права поднимать цену на газ, который будет поставляться. Параметры стоимости также установлены решением арбитража.

Блог записан с коментраря Михаила Гончара для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі