Путинская идеальная западня для Украинны

Зачем Кремлю миротворцы на Донбассе

Российский президент Владимир Путин продолжает активно искать поддержку своей инициативе о направлении миротворческих сил ООН в зону конфликта на Донбассе. После телефонного разговора Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель последовала беседа с французским президентом Эмманюэлем Макроном. Очевидно - хотя бы ввиду поездки украинского президента Петра Порошенко на сессию Генеральной ассамблеи ООН - что путинские усилия продолжатся.

Конечно, проще всего уговаривать себя, что все эти действия Путина - всего лишь очередной манёвр, призванный легитимизировать пребывание российского контингента и наемников на территории Донбасса. Что на самом деле никакого решения о вводе миротворческих сил принято не будет, потому что в самый ответственный момент Путин во что-нибудь обязательно "упрется". И что в лучшем случае все останется, как есть - перманентные обстрелы нашей территории и санкции против оккупанта, а в худшем - Путин как раз перед президентскими выборами начнёт новую войну, ведь не случайно же Россия устроила широкомасштабные учения "Запад 2017" прямо у наших - и европейских границ, - пишет Виталий Портников для издания "Левый берег".

Путин собирается "эвакуироваться" с Донбасса. Но так, чтобы при этом не допустить восстановления украинского контроля над оккупированной территорией

В этой ситуации все совершенно ясно. Со сложившейся ситуацией мы уже сжились, а войну нужно предотвращать - или выигрывать, если она начнется. Но я все же предлагаю рассмотреть куда более вероятный, по моему мнению, вариант - что Путин действительно собирается "эвакуироваться" с Донбасса - но так, чтобы при этом не допустить восстановления украинского контроля над оккупированной территорией. К подобному развитию событий в Украине пока что никто не готовится - хотя именно оно может стать идеальной западней для будущего нашей страны.

Итак, попробуем просто представить себе самый невероятный вариант - в вопросе о вводе миротворческих сил ООН достигнут очевидный компромисс. Миротворцы размещаются на всей территории оккупированных районов - включая и тот участок границы, который сегодня находится под полным контролем Москвы. Обстрелы прекращаются. Не просто прекращаются - российские войска вместе с наемниками покидают территорию региона. "Народные республики" ликвидируются сами по себе, уступая место временным администрациям "отдельных районов". Россия прекращает всякую помощь Донбассу - но при этом финансовое обеспечение региона, включая выплату зарплат, пенсий и инфраструктурную поддержку ложится на Украину. Означает ли все это восстановление украинского контроля?

Вовсе не означает. Хочу напомнить, что все усилия по введению миротворческих сил ООН, обеспечению безопасности наблюдателей ОБСЕ и вообще всяческой безопасности связаны со стремлением начать исполнение Минских соглашений. Собственно, именно об этом говорят во время своих консультаций руководители стран - участниц Нормандского формата. Именно к этому Меркель и Макрон призывают не только Путина, но и Порошенко. И украинский президент совершенно резонно отвечает, что ни о каком исполнении Минских соглашений нельзя говорить, пока продолжаются обстрелы нашей территории и присутствие оккупационных войск на Донбассе.

Появление миротворцев ООН легитимизирует уже не внешний, а внутренний конфликт

А вот оккупационных войск уже нет. И обстрелов тоже нет. Конечно, можно сказать себе, что в этот самый момент Украина сможет плюнуть на любые соглашения и освободить оккупированные территории - тем более, что освобождать будет не от кого. Но это - иллюзия. Жители "отдельных районов" будут находиться под защитой миротворцев ООН, ведь их появление - чтобы мы там ни думали - легитимизирует уже не внешний, а внутренний конфликт.

Наступление украинской армии, которое не будет согласовано с Западом, может привести не только к нашему конфликту с союзниками, но и к возвращению российского контингента - для защиты миротворцев ООН и мирных жителей, разумеется. О том, чем заканчиваются подобные авантюры, мы знаем по результатам российско-грузинской войны. Но Михаила Саакашвили в руководстве Украины нет - во всяком случае пока. И я мало верю в такой вот волюнтаристский приказ о наступлении. Но и в то, что парламент будет голосовать за Минские соглашения, тоже мало верю - потому что в предоставлении автономного статуса обычным районам украинского востока никакой политической логики нет.

Но парадокс ситуации в том, что в отсутствии четко обозначенного правового статуса "отдельные районы" явочным порядком будут приобретать характер самопровозглашенной автономии под международным протекторатом.

Кому интересны аналогии, может поинтересоваться историей кантона Брчко в Боснии и Герцеговине. Эта маленькая территория, на которой не состоялись этнические чистки, оказалась единственным регионом в Боснии, в котором мирно проживают и сербы, и хорваты, и мусульмане. В результате когда в Дейтоне обсуждали будущее конституционное устройство Боснии и Герцеговины, кантон Брчко не вошёл ни в состав мусульманско-хорватской федерации, ни в состав Республики Сербской, а был провозглашен отдельной единицей под управлением губернатора-иностранца. И этот удивительный статус сохраняет по сей день, к тому же разделяя территорию Республики Сербской на две части и не давая ей возможности присоединиться к Сербии. Но если поговорить с жителями кантона, они скажут вам, что Брчко - лучшее место в Боснии, так как оно фактически выведено из-под юрисдикции местных властей - и тут открываются такие возможности маневра!

Российское влияние никуда не денется - просто оно будет поддерживаться не военной силой, а пропагандой, финансовыми вливаниями, поддержкой пророссийских политических сил в регионе

"Отдельные районы" может ожидать та же судьба. Их статус не будет определён, но Запад будет требовать от нас усилий по интеграции. На территориях появятся новые игроки - и, конечно, возвратятся старые, начиная с Рината Ахметова. Российское влияние никуда не денется - просто оно будет поддерживаться не военной силой, а пропагандой, финансовыми вливаниями, поддержкой пророссийских политических сил в регионе.

Вопрос о том, как именно интегрировать Донбасс, станет одним из самых важных и сложных вопросов политической жизни страны, триггером постоянной нестабильности. Любые действия власти, которые будут напоминать исполнение Минских соглашений, будут вызывать немедленную патриотическую реакцию - более того, расколы внутри самой власти вовсе не исключены.

Более того, будут предприниматься попытки "самостоятельного" возвращения Донбасса - если в регионе нет никаких российских войск, а украинская армия "трусит", то Донбасс должен вернуть украинский народ, "добровольцы". И украинской армии придется защищать регион - и миротворцев ООН - уже именно от этих добровольцев, неизвестно кем профинансированных. А в результате мы можем оказаться в ситуации, в которой сто лет назад оказались сторонники ирландской независимости, которые начали между собой гражданскую войну не из-за различий в представлениях о том, как должно развиваться новое государство, а из-за оставшегося в составе Соединенного королевства Ольстера.

Это и есть идеальная западня.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

3

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Геннадий Друзенко Международный юрист
Юлия Гончар Руководитель Центра Форпост HELP
Владимир Горбач Политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества
Виктор Вовк Общественно-политический деятель
Виктор Бобыренко Политолог
Погода