Источники антиукраинского национализма и как бороться с ним
Советская пропаганда и информационная война Путина влияют на западных русофилов, левых академиков, журналистов и левых политиков
На представлении моей книги "Война Путина против Украины" в парламенте немецкая студентка спросила об антисемитизме в Украине. Вопрос не имел ничего общего с моей книгой, но отражал западный взгляд на Украину, где якобы процветает антисемитизм. Я ответил, что она должна искать антисемитизм в Германии и Франции, поскольку в Европе он имеет самые высокие показатели нападений, которые часто совершают мусульманские иммигранты. Мониторинг статей антисемитских СМИ и насильственных актов показывает, что Украина имеет один из самых низких показателей в Европе.
Существует четыре причины, почему Украина имеет такой имидж.
Первая - это десятилетие советской и путинской пропаганды против "буржуазных националистов", "нацистских коллаборационистов", а совсем недавно - "фашистских мятежников". Советская пропаганда и информационная война Путина влияют на западных русофилов, левых академиков, журналистов и левых политиков.
Вторая - это вина Украины, чье правительство и дипломаты всегда были слабыми по PR. Официальные попытки Украины противостоять информационной войне Путина слабые.
Еще одним аспектом этого является слабая интегрированность украинских ученых в западные академические исследования. Это не удивительно, так как лишь немногие украинские ученые говорят по-английски, только несколько украинских университетов подписались на западные журналы, а еще меньше посещают научные конференции на Западе. Поэтому украинские ученые не участвуют в дискуссиях с западными учеными и редко разоблачают этих антиукраинских националистических ревизионистов.
Третьим фактором является украинская диаспора, которая не вкладывала средства в современную украинскую политику. "Украинские студии" возникли в США и Канаде в 1970-х годах в Гарвардском университете и Университете Альберты и остаются неизменными по сей день, сосредотачиваясь на истории, культуре и языке. Исторические исследования очень узко сосредоточены на казацкой эпохе и Голодоморе, но не на исследовании и описании украинского национализма. ОУН (б), самая большая националистическая организация диаспоры, никогда не была заинтересована в инвестировании в академические исследования и поэтому никогда не поддерживала программу исследований украинского национализма.
Украинцы в Украине и диаспора постоянно жалуются на информационную войну Путина и эти нападения на украинский национализм, но мало что противостоит им. В Северной Америке ни один из центров украиноведения не имеет постоянной программы исследования украинского национализма. В украинской диаспоре есть только два исключения - Александр Мотыль и Мирослав Шкандрий, которые объективно писали об украинском национализме. Но они никогда не привлекаются к полемическим дебатам, а второй имеет общую черту с украинскими учеными - он неактивен в социальных медиа.
Гораздо больше западных ученых, пишущих об украинском национализме с очень критической точки зрения. К таковым относятся Джон Павел Химка, Марк Каринник, Андреас Умланд, Антон Шеховцов, Андерс Пер Рудлинг, Тарик Амар и Гжегож Россолински-Либе. Совсем недавно был обнародован цикл статей Джоша Коэна, которые нападали на "Украинской фашистов" и "антисемитизм" в Украине.
Иван Качановский в Университете Оттавы сделал карьеру, разоблачая "Украинский национализм" и продолжает дальше двигаться в этом направлении, распространяя миф, популярный в путинской пропаганде, "Правый сектор" убил Евромайданивцив (а не милицейский "Беркут", который служил режиму) . Когда он сказал это в Альбертском университете, его обвинили в том, что он является политическим технологом, а не академическим ученым.
Четвертый фактор заключается в том, что "экспертам", которые давно разоблачают украинский национализм, удостоверяется уважение в учреждениях Украины. В частности, Умланд является научным сотрудником Института евроатлантического сотрудничества в Киеве во главе с депутатом "Батькивщины" и бывшим министром иностранных дел Борисом Тарасюком. К сожалению, предоставления Умланду позиции в респектабельном аналитическом центре позволяет ему продолжать долгосрочные нападения на украинский национализм, Институт национальной памяти Владимира Вьятровича и законы о декоммунизации в западных изданиях и на западных конференциях.
До Евромайдана эти "западные эксперты" писали об украинском национализме и рассказывали, что основная угроза украинской демократии в западноукраинском национализме и "Свободе".
Я был одним из немногих, кто отрицал это, утверждая, что в Украине праворадикальные националистические партии были непопулярными. Я выступал против этих утверждений, заявляя, что Виктор Янукович и Партия регионов является самой большой угрозой демократии в Украине. Это, безусловно, смешно, что палец указывал на Галичину, в то время, как в Крыму всегда были распространены ксенофобия и расизм, что вам подтвердит любой крымский татарин. Во время президентства Януковича эти западные "эксперты" повлияли на западную мысль в многочисленных средствах массовой информации и научных статьях об Украине из-за их преувеличения угрозы от "Свободы" и украинского национализма. Я, помню, объяснял западным аспирантам, что угроза украинского национализма не имеет ничего общего с реальностью и не предназначена для исследования, поскольку не является актуальной в Украине.
Пик этих нападений на украинский национализм произошел в апреле 2013 года, по иронии, только за восемь месяцев до Евромайдана и меньше, чем за год до военной агрессии Путина против Украины. Конференция в Колумбийском университете обозначила для обсуждения русский и украинский национализм, но стала атакой именно на украинский. Я был единственным выступающим, который утверждал, что в Украине существуют разные типы национализма (а не только "Свобода"). Русский, панславянский и советский национализм были более насильственными национализмами и большей угрозой для демократии в Украине.
Русский, панславянский и советский национализм были более насильственными национализмами и большей угрозой для демократии в Украине
После конференции я написал жесткую критику на организаторов. Эта критика не повлияла на так называемых "экспертов" украинского национализма, которые продолжают свои атаки по сей день.
С момента революции главной мишенью этих "экспертов", которые нападают на украинский национализм, стал Вятрович, Институт национальной памяти, который он возглавляет, и четыре закона об отказе от коммунизации, принятые в мае 2015 года. Умланд был особенно громким и плодотворным - организовал открытое письмо западных ученых, которые атакуют законы. Некоторые из подписантов сказали мне, что даже не читали законов!
Умланд, хотя является немецким гражданином, но, кажется, не в состоянии понять параллели между тоталитаризмом в нацистской Германии и коммунистическом Советском Союзе, он справедливо убежден, что денацификация в Германии является хорошим явлением, но в то же время верит, что декоммунизация в Украине негативное. Австрия не прошла денацификации, что привело к постоянной популярности крайне правых неофашистских партий, которые едва не пришли к власти в прошлом году. Между тем, в Германии крайне правые не популярны.
Недавно Умланд снова написал длинную критику на Вьятровича и Институт национальной памяти. В статье он снова издевается над Вьятровичем за то, что он не является "настоящим академическим ученым". Но он лицемерит, поскольку сам - публицист и написал лишь несколько научных статей и книг; а еще важнее - он не имеет академической должности.
Необходимо осуществить три перемены.
Во-первых, центры украиноведения в Северной Америке должны установить программы изучения украинского национализма. Эти программы, в свою очередь, должны сотрудничать и интегрировать украинских ученых, которые редко получают огласку в журналах и конференциях на Западе. Профессор Роберт П. Магочий, президент Украинских студий Университета Торонто, предложил провести такую исследовательскую программу, которая действительно была очень ироничной, поскольку его работу о русинах часто критикуют украинские депутаты, такие, как Тарасюк, который обеспечивает академическую респектабельность для громких критиков украинского национализма.
Во-вторых, украинскому правительству нужно мобилизовать средства массовой информации и украинских ученых, чтобы противостоять путинской пропаганде и нападениям западных "экспертов" на украинский национализм.
В-третьих, Тарасюк (и тем самым "Батькивщина") и другие академические и аналитические центры в Украине больше не должны обеспечивать респектабельность тех, кто делает карьеру, нападая на украинский национализм.
Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua