Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
11.06.2016
5

Дональд Трамп, Виктор Янукович и негативное голосование

Жители Западной Украины, которые являются крупнейшими сторонниками европейской интеграции, отдали страну Януковичу

Президентские выборы в США в ноябре этого года своими кандидатами, электоральными настроениями и угрозами антидемократических тенденций все больше напоминают украинские гонки шестилетней давности. Однако американские избиратели вряд ли поступят так, как Украинцы в 2010г., проголосовав против обоих кандидатов; поэтому Хиллари Клинтон одержит победу на выборах благодаря позитивному и негативному голосованию за нее. В 2010 г. Юлия Тимошенко проиграла выборы в силу того, что многие избиратели решили не голосовать против Виктора Януковича.

Трамп - самый удобный для Клинтон оппонент, ведь он заставит многих американцев проголосовать за нее только чтобы не победил он (так называемое негативное голосования). Клинтон также поддержат большинство женщин после шовинистических комментариев Трампа, а также потому, что она стала первой женщиной-кандидатом на президентских выборах за сто лет после того, как женщины получили право голоса. Меньшинства, в частности латиноамериканцы, также в основном поддержат Клинтон - в результате откровенного расизма Трампа, направленного против мексиканских иммигрантов и даже американцев мексиканского происхождения, в частности судьи Ґонзало Куриеля.

Победа Клинтон будет в пользу Украины, ведь Дональд Трамп поддерживает выход США из НАТО (что положит конец этому альянсу), негативно оценивает санкции против России и стремится установить хорошие отношения с российским президентом Владимиром Путиным. Москва, в свою очередь, стремится к победе расиста, ксенофоба и националиста Трампа, ведь в России существует очень много его аналогов, таких как лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский, руководитель движения "Русское национальное единство" Александр Баркашов или лидер "Международного евразийского движения" Александр Дугин.

Во многих странах, которые уже стали демократиями или движутся в этом направлении, избиратели часто оказываются в сложном положении во время президентских выборов, когда победа одного из кандидатов грозит демократическим регрессом или - как в случае Украины - созданием мафиозного неосоветского авторитарного режима (что я прогнозировал еще во время президентской кампании Януковича и сразу после ее завершения).

Во Франции и Австрии избиратели поддержали кандидатов, которые представляли альтернативу неонацистскому крайне правому претенденту в первом случае и национал-популисту - во втором случае. Например, мой знакомый социалист из Франции проголосовал на выборах 2002 г. за консервативного кандидата Жака Ширака, чтобы не дать победить лидеру неонацистского "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пену. В то же время убежденный республиканец из Вашингтона сказал мне в этом месяце, что будет голосовать на выборах за Клинтон, хотя она не нравится ему еще с 1990-х.

На нынешних выборах в США оба кандидата имеют двузначные негативные рейтинги доверия; при этом доля тех, кто негативно к ним относится, является рекордной - 57% в случае Трампа и 52% в случае Клинтон.

Однако американские избиратели поведут себя более зрело, чем это сделали украинцы шесть лет назад, и проголосуют против Трампа (поддержав таким образом Клинтон). В Украине в 2010 г. так называемая львовская "интеллигенция" и националистическая "Свобода" ненавидели Юлию Тимошенко больше, чем любили Украину и потому прислушались к совету тогдашнего президента Виктора Ющенко проголосовать и против Януковича, и против Тимошенко. Поскольку только жители западных и центральных регионов Украины выполнили рекомендацию Ющенко, понятно, что такое решение только навредило Тимошенко.

Иронично, что жители Западной Украины, которые являются крупнейшими сторонниками европейской интеграции, отдали страну Януковичу, проголосовав против обоих кандидатов на выборах. Из обнародованных записей Партии регионов и документов, которые предоставил Геннадий Москаль, переданных в Национальный антикоррупционного бюро, мы знаем, что Виктор и Екатерина Ющенко стали очень богатыми, когда предали Оранжевую революцию и Украину в 2010г. Понятно и то, почему так же действовала " Свобода ", ведь ее всегда финансировали олигархи из Восточной Украины. Гораздо труднее и сегодня понять мотивы поведения высокомерной "львовской интеллигенции".

Если бы украинцы повели себя как европейцы или американцы во время выборов 2010 г., они бы не допустили избрания Януковича, проголосовав против него. Между первым и вторым турами произошел крупный рост доли отданных за Тимошенко голосов - на 20%, в то время как аналогичный показатель у Януковича составил всего 14%. Несмотря на то, что Янукович хвастался американскому послу, что победит с отрывом в 10%, он едва выиграл с преимуществом в 3,5%.

Если бы украинцы остановили Януковича в 2010 г (как американцы остановят Трампа в текущем), президентство Тимошенко имело бы четыре последствия для Украины.

Во-первых, Украина подписала бы Соглашение об ассоциации с ЕС гораздо раньше и поэтому значительно продвинулась бы на пути к европейской интеграции ко времени следующих президентских выборов 2015 г. Столкнувшись с неотвратимостью европейской интеграции Украины, для Путина уже было бы поздно давить на Украину, чтобы та присоединилась к Евразийскому союзу, созданному в 2015-м.

Во-вторых, не было бы создано предпосылок для аннексии Крыма Россией четырьмя годами позже - шага, который я прогнозировал в статье, написанной в марте 2010 г., и в монографии "The Crimea: Europe's Next Flashpoint?", опубликованной в ноябре 2010-го. Если мне было очевидно с первых дней пребывания Януковича у власти, что он готов совершить государственную измену, почему это не было понятно львовской интеллигенции, представители которой до сих пор считают, что были правы?

В-третьих, Януковичу не удалось бы построить мафиозное государство, которое он обанкротил после прихода к власти. Не было бы Евромайдана и убийств протестующих на улицах Киева и Донецка.

В конце концов, второе поражение Януковича на президентских выборах привело бы к смене лидера Партии регионов на более умеренную фигуру (например, Сергея Тигипко) и, возможно, принесли бы изменения в саму партию. Очевидно, что без президента Януковича не было бы поддерживаемого Россией сепаратизма на Донбассе - именно он дал добро на "путинизацию" украинских спецслужб, которую я описал еще в июне 2010-го.

В демократических странах и тех странах, которые идут в сторону демократии, кандидаты, которые борются за высший государственный пост, могут быть откровенно неподходящими для нее - Ле Пен во Франции 2002-го, Янукович в Украине 2010-го, Норберт Хофер в Австрии и Трамп в США 2016-м. Именно поэтому - для защиты стран от неонацистов, мафиози и национал-популистов - и придумали негативное голосование.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі