Ющенко и Порошенко не выполнили требований революций: наступило время перемен
Президенты Виктор Ющенко и Петр Порошенко, представляющие так называемое прагматичное и благосклонное к олигархам крыло прозападных национал-демократов, предали идеи помаранчевой революции и Евромайдана
Статьи западных авторов об Украине все чаще напоминают дежавю 2007-2008 годов. Все больше украинцев считают, что страна движется в неправильном направлении. А западные правительства все чаще ощущают усталость от Украины, которой была переполнена вторая половина президентского срока Виктора Ющенко.
Президенты Виктор Ющенко и Петр Порошенко, представляющие так называемое прагматичное и благосклонное к олигархам крыло прозападных национал-демократов, предали идеи помаранчевой революции и Евромайдана, соответственно. Ющенко не поддерживал идею импичмента Леонида Кучмы из-за причастности к убийству Георгия Гонгадзе. И спустя 16 лет мы ждем, когда найдут организаторов этого преступления. Он никогда не чувствовал себя уютно как оппозиционер или революционер и помог Виктору Януковичу прийти ко власти в 2010 году. Порошенко менял партии всего политического спектра. Начал с СДПУ(о), потом помог создать "Партию регионов", впоследствии перешел в "Нашу Украину", поддержал Арсения Яценюка, когда тот возглавил "Батькивщину", и, в конечном итоге, стал союзником Виталия Кличко. Пожертвовав две партии "Солидарность" - одну для создания "Партии регионов", а вторую для "Народного союза "Наша Украина" - Порошенко сейчас руководит третьей политсилой "Солидарность", хотя никогда не инвестировал в партийное строительство.
Ющенко и Порошенко действовали похоже в двух стратегически важных сферах.
Оба не обеспечили привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных чиновников предыдущих режимов. Оба назначили коррумпированных генеральных прокуроров - Святослава Пискуна и Александра Медведько во времена Ющенко и Виталия Ярему и Виктора Шокина во времена Порошенко. Потому что, согласно советским традициям, полагали, что прокуратура должна защищать тех, кто стоит у власти. Отсутствие резонансных уголовных дел во времена президентства Порошенко засвидетельствовало - представители власти, ответственные за банкротство украинского бюджета, убийство свыше 100 майдановцев, изменившие Украине и причастные к аннексии Крыма, могут остаться безнаказанными.
Вторая общая черта Ющенко и Порошенко в том, что ни один из них не пытался изменить фундаментальные правила, в соответствии с которыми функционирует бизнес и политика в Украине. 14 лет назад Владимир Путин - вскоре после избрания на должность президента, изменил характер отношений российского государства и олигархов. В Украине этот процесс еще не начался. Чтобы добиться успеха, новоизбранный глава государства в течение первых нескольких месяцев своего президентства должен изменить правила игры и убедить олигархов следовать новым правилам. Поэтому Порошенко уже поздно становиться реформатором, борющимся с олигархами.
Почему Перу, Египет, Пакистан и Бразилия могут применить импичмент, выдвинуть обвинения и осудить собственных политических лидеров, а Украина, которая якобы пытается интегрироваться в Европу, - нет?
Почему Перу, Египет, Пакистан и Бразилия могут применить импичмент, выдвинуть обвинения и осудить собственных политических лидеров, а Украина, которая якобы пытается интегрироваться в Европу, - нет? Как может страна, пытающаяся стать частью ЕС, иметь так называемые политические элиты, находящиеся над законом и не отвечающие за свои поступки?
В отчете Freedom House названы основные черты украинской системы: "Главная проблема в том, что новые лидеры Украины продолжают культивировать правила, разработанные в течение последних 25 лет, которые были отточены в России и других государствах с клептократическими режимами. Олигархи высасывают богатства из общества, дергая за необходимые нити в судебной системе, политике и избирательном процессе, СМИ и бизнесе. Правила игры таковы, чтобы они позволяли деньгам перетекать в карманы немногих избранных, которые обкрадывают государственные компании, частный бизнес и донорские фонды иностранных государств и международных организаций". Все это - "симптомы того, как политическая система высосала из Украины ресурсы и погрузила страну в коррупцию и беспорядок".
Украина сегодня напоминает колониальную страну, в которой олигархи и коррумпированные чиновники эксплуатируют дешевую рабочую силу и размещают свои награбленные состояния и активы в европейских государствах и на оффшорных территориях. По данным вашингтонской организации Global Financial Integrity, ежегодно из Украины в оффшорные зоны выводили около $11,5 млрд!. Сохранение колониально-олигархической экономики после двух антиолигархических революций приводит к низким внешним инвестициям, слабому экономическому росту и очень высокому уровню коррупции в Украине. Сложное финансовое положение Украины, вызванное массивным оттоком капитала и огромной теневой экономикой, вынуждало официальный Киев за 25 лет украинской независимости девять раз обращаться к МВФ за получением кредитных программ поддержки.
Так называемые прагматичные национал-демократы дважды имели возможность воплотить в жизнь народные революционные требования, однако провалили это задание в обоих случаях. Внешние инвестиции увеличивались лишь в 2005-2007 годах, однако с тех пор этот процесс остановился. Экономика Украины не поднялась до уровня 1989 года, когда в СССР началась рецессия. С 2004-го уровень коррупции в Украине не упал и, по данным Transparency International, среди всех постсоветских государств только три центральноазиатские страны имеют больше проблем с коррупцией, чем Украина. Ни один представитель режимов Кучмы или Януковича не попал в тюрьму при президентстве Ющенко и Порошенко.
Украина сегодня напоминает колониальную страну, в которой олигархи и коррумпированные чиновники эксплуатируют дешевую рабочую силу и размещают свои награбленные состояния и активы в европейских государствах и на оффшорных территориях
Как богатые энергетическими ресурсами Россия, Казахстан и Азербайджан, никогда не сталкивавшиеся с народными революциями, стали менее коррумпированными, чем Украина, пережившая две такие революции?
Напряжение будет неотъемлемым признаком украинского общества, пока Украина остается колонией для ее олигархов, потому что европейское и политически зрелое гражданское общество, журналисты и политические силы будут противостоять виртуальным политпартиям и неосоветским институциям, таким как прокуратура, СБУ и суды. Обнародование доказательств коррупции на высоком уровне журналистами-расследователями, общественными активистами и искренними проевропейскими политиками никогда не приводит к уголовным делам, поскольку дружественные к олигархам "прагматики" контролируют прокуратуру и СБУ. Сочетание широко известных фактов коррупции и отсутствия ответственности за них продуцирует крайне напряженную атмосферу, способствует политической нестабильности и каждые 10 лет приводит к революции (или контрреволюции, как это было в 2010-м).
Freedom House называет это "национальной шизофренией" Украины, в пределах которой "мобилизированные и профессиональные общественные организации и СМИ противостоят системе коррупции, которая глубоко встроена в государственный механизм", приводящей к "серьезной нестабильности страны". "Огромный и возрастающий разрыв между требованиями общества и продуктами деятельности системы является главной причиной регулярных народных протестов".
Что можно сделать в таких условиях?
Сначала хорошие новости. Украина воюет против России, чтобы освободиться от давней колониальной зависимости. Поэтому общественные настроения в отношении истории, религии, идентичности и российских лидеров существенно изменяются. Если до Евромайдана небольшая часть украинцев негативно относилась к России, то сегодня так думает подавляющее большинство населения. Освободительная борьба Украины против колониального влияния России и империализма достигла успеха благодаря народному сопротивлению военных, добровольцев и волонтеров, которые бились и умирали за свою украинскую землю. Никто не сражался за своего президента.
Теперь плохие новости. Внутри Украина и в будущем остается колонией олигархов, захвативших государство и руководящих им ради собственного обогащения. Деколонизация захваченного олигархами государства может начаться, когда у власти не будет политических сил, поддерживающих колониальное олигархическое правление страной.
Соответственно, для успешной деколонизации Украины необходимо, чтобы ко власти пришли альтернативные политические силы, которые положат конец захвату государства олигархами, изменят правила игры в политике и бизнесе и остановят отток капитала, чтобы миллиарды, размещенные в западных государствах и обогащающие их, возвратились в Украину и работали на благо ее граждан.
Единственными политическими силами, способные освободить Украину от колониального олигархического правления, являются "Самопоміч", "Батьківщина", новая политическая сила во главе с Михеилом Саакашвили и возможный союз "Демократического альянса" и "Силы людей". Если их изберут в парламент, они смогут создать коалицию на платформе деколонизации и деолигархизации, в оппозиции к которой будут "Блок Петра Порошенко" и "Оппозиционный блок".
Президентов Ющенко и Порошенко удовлетворял режим Кучма-light, который остается в сумеречной зоне между советским прошлым и европейским будущим
Президентов Ющенко и Порошенко удовлетворял режим Кучма-light, который остается в сумеречной зоне между советским прошлым и европейским будущим, где относительно свободные СМИ и выборы сосуществуют с отсутствием верховенства права и захватом государства олигархами. Этот режим выгоден только небольшой группе элит и европейским и другим оффшорным территориям - но не большинству украинцев. Чтобы голос украинского народа услышали и надежды двух революций сбылись, украинцам нужно использовать успешные методы собственной освободительной борьбы против "Русского мира" Путина для освобождения собственной родины от олигархического колониального правления, которое президенты Ющенко и Порошенко пытались сохранить в Украине.
Тарас Кузьо, старший научный сотрудник Канадского института украинских студий Альбертского университета. В своей книжке "Демократизация, коррупция и новый русский империализм" (Praeger, июнь 2015 г.) он исследует современную политическую историю Украины с 1953 года до нынешних времен. В течение 2013-2016-го он 15 раз посетил Восточную Украину и зону конфликта на Донбассе, чтобы собрать материалы для своей работы "Война России против Украины: национализм, идентичность и преступление". За более чем 30 лет исследования истории Украины он стал автором и редактором 15 книг, гостевым редактором 12 специальных выпусков академических журналов, автором свыше 100 аналитических монографий, разделов в книгах и научных статьях, а также опубликовал 1400 статей в специализированных журналах и газетах.