Турция пытается возобновить диалог с Россией

Турецкая дипломатия хорошо знает, чего хочет от Украины

Сегодня и завтра Порошенко будет в Турции. Это правильно. Перспективное и даже недооцененное направление внешней политики Украины - южное, черноморское, тюркское, исламское. Турция содержит в себе огромное количество возможностей. Но и проблем - тоже. Говоря о Турции, нельзя поддаваться иллюзиям, ведь восточные народы - большие мастера плести дымку видений и миражей.

Подходя к вопросу развития отношений с Турцией, следует четко осознавать, что сегодня наши государства - стратегические партнеры, которых, по большому счету, ничто не объединяет (это не значит, что у нас нет потенциала). Страны находятся в принципиально разных ситуациях политически и экономически.

В военном отношении Турция "может, но не хочет". Украина - наоборот

Украина развивает демократию и стремится развивать правовой характер государственности (и даже платит за это наивысшую цену - жизнь своих граждан), в то время как Турция, похоже, постепенно скатывается в противоположном направлении - притеснение демократии, наступление на СМИ и свободу слова - за это Турцию критикуют все, кроме ее более слабых соседей вместе с Украиной. Да, Украина катастрофически слабее Турции экономически, и этого тоже нельзя не замечать. Собственно, в торговом, инвестиционном и экономическом отношении Украина сегодня готова к роли младшего партнера. В военном отношении Турция "может, но не хочет". Украина - наоборот.

Мы воюем (хотя и не признаем это войной юридически), требуем наращивания наших возможностей. Турция пытается избежать или сгладить обострение отношений с нашим врагом. До инцидента со сбитым "мирным и беззащитным русским бомбардировщиком" Турция даже не скрывала, что стремится заработать на взаимных санкциях ЕС-РФ. Да и нынче, то ли под давлением союзников (которых, кстати, в Украины тоже нет), то ли под давлением экономических аргументов, Турция пытается возобновить диалог с Россией. И, ни капли не сомневаюсь в этом, если бы не очередная бессмысленная поза Кремля (переживающего из-за одного погибшего летчика больше, чем из-за сотен погибших "командировочных" в Украине), так оно и было бы.

Сирия, на мой взгляд, - та тема, где Украина, даже прилагая максимум усилий, может позволить себе только устно солидаризироваться с Турцией. Любые попытки втянуть нас в эту историю (особенно в виде поддержки одной из воюющих сторон оружием) следует признать опасными для Украины. Что касается беженцев, то мы скорее конкуренты. Из-за "миграционного кризиса", вызванного миллионом беженцев в ЕС, и непостижимого инфантилизма украинских властей мир едва замечает свыше 2 млн вынужденных переселенцев в Украине. Турция, единолично тянувшая на протяжении нескольких лет груз приема сотен тысяч беженцев из Сирии, похоже, близка к тому, чтобы "отыграться". И обещанные ЕС 3 миллиарда евро в год (интересно, сколько конкретно пообещали нам, ну хотя бы на то же обязательство Франции и Германии возобновить банковскую систему на Донбассе?) - это, возможно, даже не основное блюдо банкета - говорят также о возобновлении переговоров относительно членства в ЕС, безвизовом режиме и тому подобном.

Последнее, кстати, является лучшей иллюстрацией той бездны в уровне развития, образовавшейся между Украиной и Турцией. Война на Востоке, конфликт с РФ, беженцы - для одной страны это возможность, открывающая двери, а для другой - проблема, эти же двери закрывающая.

В Турции достижения ВПК во многом связаны с тем, что его развитие передано в руки частных корпораций

В оборонной отрасли основной интерес наших государств может быть сосредоточен в сфере производства и ВПК. Украину, полагаю, должны заинтересовать турецкие возможности в развитии военного флота (от обучения офицеров до строительства корветов). Турции нужен наш потенциал в ракетостроении, авиационной и космической промышленности. Это, конечно, далеко не полный список.

Но проблема в том, что в отличие от невоенной кооперации, сотрудничества и взаимоотношений, в этой специфической сфере Украина, возможно, не готова даже к роли младшего партнера. В Турции достижения ВПК во многом связаны с тем, что его развитие передано в руки частных корпораций. И хотя существуют причины полагать, что турецкая корпоративная практика знакома с явлением коррупции, но турки делят деньги заработанные. У нас - многочисленные зависимые и слабые государственные предприятия делят деньги украденные.

Даже крымско-татарский вопрос, при всем его бесконечном позитивном потенциале для двусторонних взаимоотношений (это реальный мостик через Черное море с прочностью в несколько миллионов человеческих судеб) теперь не играет роли для развития отношений с Турцией. Украина все еще не может избавиться от атавизмов советского отношения к этому народу, не готова принципиально решить его основные проблемы, а поэтому не может полноценно интегрировать крымско-татарский фактор во внешнюю политику.

Крымско-татарский вопрос не является для официальной Анкары самодостаточным

Лидеры крымско-татарского движения уверены, что имеют определяющее влияние на развитие политики Турции в интересующих их вопросах. Встреч на наивысших уровнях, действительно, достаточно. Но, чего там скрывать, крымско-татарский вопрос не является для официальной Анкары самодостаточным. Он всегда воспринимался и воспринимается сквозь призму отношений Турции с Россией и Украиной. Второй фактор, вынуждающий Анкару к диалогу, - это электоральная ценность крымских татар в Турции (консолидированная многочисленная группа). Реальная помощь и инвестиции Турции в крымско-татарский вопрос были и остаются скорее темой для спекуляций со стороны пророссийских элементов, нежели реальным фактором политики.

Другой человеческий мостик между нашими народами - десятки тысяч смешанных браков - только начинает оформляться как организованная сила: украинское сообщество в Турции предпринимает первые шаги по своему формированию. В конечном итоге, как мы видим на примере РФ, большое количество семейных и других связей, к сожалению, ничего не гарантирует.

Турецкая дипломатия хорошо знает, чего хочет от Украины: поэтому "потепление" двусторонних отношений вследствие обострения конфликта с РФ удивительным образом преобразовалось в возобновление переговоров относительно соглашения о зоне свободной торговли (при всей нашей нынешней экономической беспомощности, мы все же являемся интересным рынком сбыта, тем более, что украинское правительство понемногу добивает украинского производителя).

Хочет ли чего-либо Украина, чего именно она стремится достичь в отношениях с Турцией и способна ли сформулировать и реализовать свое намерение - следим за визитом Порошенко.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі