Почему Брюссель не доверяет официальному Киеву
Создается впечатление, что стилистика общения с ЕС и США эпохи раннего Порошенко полностью соответствует тому, что было в эпоху позднего Кучмы или среднего Януковича. Украину предостерегают, убеждают, предупреждают, а Украина делает вид, что они сами дураки.
9 ноября в Киев с официальным визитом посетила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Встречалась с президентом Петром Порошенко. Отдельно обсудила вопрос Крыма с Мустафой Джемилевым.
Мне часто случайные люди упрекают, что я "манипулирую". Поэтому сразу оговорюсь, что мое восприятие визита Могерини - это только мое восприятие, основанное на всей доступной информации и сформированному за долгие годы дипслужбы специфическом способе восприятия и анализа информации.
Итак, что видно и слышно. Прежде всего, хотя практика встреч высокопоставленных чиновников демократических стран с общественностью и НПО является распространенной и обычной, в нашем случае вполне можно сделать вывод, что позиция на переговорах с украинской властью по безвизовому режиму, борьбе с коррупцией, позиции ЕС по Крыму, Европейская комиссия формирует под влиянием или с учетом позиции неправительственного сектора Украины.
То есть, позиция неправительственного сектора Украины воспринимается как такая, которая не совпадает с позицией украинской власти, а в тоже время такой, которую нельзя игнорировать в ходе переговоров с официальными представителями Украины.
Если в плане безвизового режима или борьбы с коррупцией здесь и удивляться нечего, то особая встреча Могерини с лидерами крымских татар свидетельствует, что и в вопросе аннексии Крыма и такой важной ее составляющей, как ситуация с кримськотатраським народом, Брюссель не совсем склонен доверять официальному Киеву, а дублирует месседжи и ведет отдельную линию как дипломатии, так и информационной работы с лидерами крымских татар. Мы тоже не доверяем своей власти (ни президенту, ни премьеру, ни большинству членов правительства, ни парламенту) в наличии у них политической воли, желания и умения бороться за Крым. Но для обеспечения чистоты подхода стоит порекомендовать европейцам не ограничиваться в этом вопросе исключительно контактами с лидерами крымских татар. В Украине существует уже достаточно широкая сеть общественных организаций, касаются этой проблематики. Это ни в коем случае не уменьшая важности крымскотатарского вопроса и необходимости постоянных контактов с лидерами этого народа. В конце концов, у крымских татар нет других задач и целей, как и у других упомянутых организаций.
Пока что Украину водят за ручку. Но эта вспотелая от политической и иной коррупции ручка очень быстро может вызвать отвращение у международного сообщества
Месседжи, полученные от Могерини в публичной плоскости, как после встреч с лидерами крымских татар, так и президентом, слишком расплывчаты. Это прекрасно, что санкции против России останутся в силе до полного выполнения Минских договоренностей, но проблема же заключается в другом - а что произойдет с этими санкциями после исполнения Минских договоренностей или если они будут признаны нереализованными (хотя, естественно, как и в случае с другими конфликтами, ЕС спешить некуда, и выполнение этих договоренностей может растянуться на десятилетия)? Не секрет, что санкции, которые ввели в отношении России из-за аннексии Крыма по сравнению с санкциями против России из-за войны в Донбассе, имеют не более, чем символическое значение. С такими санкциями (в связи с аннексией Крыма) Россия может жить "припеваючи" сколь угодно долго. Если санкции "из-за Донбасса" будут отменены, то какие же эффективные инструменты давления на Россию для возвращения Крыма останутся у международного сообщества? Ответов на эти вопросы не дает ни визит Могерини, ни недавняя встреча МИД в "нормандском формате". Наверное этих ответов пока ни у кого и нет, но это вовсе не означает, что нет соответствующих вопросов.
Что касается безвизового режима и борьбы с корпупциею. Создается впечатление, что стилистика общения с ЕС и США эпохи раннего Порошенко полностью соответствует тому, что было в эпоху позднего Кучмы или среднего Януковича. Украину предостерегают, убеждают, предупреждают, а Украина делает вид, что они сами дураки. Пока Украину водят за ручку. Но эта вспотелая от политической и иной коррупции ручка очень быстро может вызвать отвращение у международного сообщества. И тогда по ней сильно стукнут. А пока дают очередной шанс и, не имея никакой действенной альтернативы на политическом небосклоне Украины, дипломатично доверяют бороться с коррупцией Порошенко, даже где-то еще играя в фразеологию о поддержке его политики или отдельных инициатив в этом плане.
Эта игра скоро закончится. И отсутствие безвизового режима для граждан Украины будет наименьшей из проблем.
Текст публикуется с разрешения автора
Комментарии