Мнение в издании Politico старшей научной сотрудницы Американского института предпринимательства и советницы Gallos Technologies Элизабет Броу
Ранее в этом месяце танкер "Турба" под флагом Камеруна, перевозивший контрабандную российскую нефть, был найден в дрейфе у побережья Индонезии. Поскольку это теневое судно, работающее вне официального морского сектора, оно не застраховано от подобных несчастий. И вдруг оно стало проблемой для Индонезии.
Несчастье произошло спустя лишь несколько месяцев после того, как подобная судьба постигла "Пабло", другой теневой танкер, перевозивший иранскую нефть. Он загорелся у побережья Малайзии. И это только, как говорится, верхушка айсберга.
С тех пор как Россия вторглась в Украину, постоянный поток таких зыбких судов без страховой защиты присоединяется к темному флоту и многие из них попадают в аварии. Это создает огромный риск для законопослушных судов, окружающей среды и несчастных стран, в водах которых происходят эти аварии.
Поскольку западные санкции запретили торговлю широким спектром российских товаров и ограничили цены на российскую нефть, доминирующие на рынке западные страховщики больше не страхуют российские нефтяные поставки
Поскольку западные санкции запретили торговлю широким спектром российских товаров и ограничили цены на российскую нефть, доминирующие на рынке западные страховщики больше не страхуют такие поставки. Таким образом, компании, которые все еще хотят участвовать в этой прибыльной торговле, обращаются к теневым судам - старым кораблям с неизвестным правом собственности, не имеющим международной сертификации и западного страхования.
"Маленький кусок бумаги на темном корабле, на котором написано, что оно застраховано, не стоит бумаги, на которой это написано", - сказал Саймон Локвуд, морской директор страхового брокера WTW.
Две трети танкеров, перевозящих российскую нефть, теперь застрахованы "неизвестными". Поскольку они не имеют надлежащего страхования и скрывают свою собственность, эти танкеры также работают вне международных морских правил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Можем получить "черную дыру" на Ближнем Востоке" – Сергей Данилов
Официально их нет. Но они плавают по мировому океану и могут нанести немалый вред.
К примеру, 9 октября 26-летний капитан "Турба" подал знак, что судно больше не управляется. Тогда танкеру пришлось двигаться без управления, и когда я проверил ситуацию через девять дней, оно плыло возле Сингапура.
Когда "Турбе", в конце концов, удастся добраться до порта, ей понадобится ремонт. Если оно столкнется с другим кораблем, этот корабль также потребует ремонта. Если нефть утечет в воду, океан нужно будет очистить – так же, как это было с таким же летним инцидентом из "Пабло".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Москва несколько раз проиграла битву за Украину" - Евгений Глебовицкий
Этот теневой флот быстро растет. Сегодня он насчитывает 400-650 судов – это уже в несколько раз больше, чем было до вторжения России в Украину. Две трети из них – нефтяные танкеры.
По данным S&P Global, колоссальные 98% всех средних и крупных нефтяных танкеров такого типа относятся к высокому риску или не имеют идентифицированного владельца. А норвежские власти подсчитали, что в среднем 12 теневых судов, как правило, транспортирующих российскую нефть, ежедневно пересекают норвежские воды.
Неудивительно, что количество аварий темного флота тоже растет. Суда загорались, садились на мель, разливали нефть, теряли управление и сталкивались с другими судами. Мой научный сотрудник Кэтрин Кемберг лишь за последние 18 месяцев обнаружила почти 30 инцидентов, связанных с подозреваемыми темными кораблями. Аварии происходят не только из-за того, что эти суда стары и плохо обслуживаются - чтобы быть как можно менее заметными, они часто отключают свои системы автоматической идентификации AIS и сигналы типа GPS, который должны использовать все коммерческие суда во избежание столкновений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Иногда Офис президента вредит международной политике" - Владимир Огрызко
"Те же инструменты, которые теневой флот избегает использовать, чтобы избежать обнаружения – это инструменты, специально разработанные для предотвращения аварий на море. Выключая AIS, судно увеличивает риск столкновения. Теневой флот откидает нас на годы назад с точки зрения управления безопасностью навигации на море", – сказал Кормак Макгарри, морской аналитик Control Risks.
И поскольку у этих теневых кораблей нет защиты, многим странам приходится прийти им на помощь. Властям Малайзии, например, пришлось спасать экипаж "Пабло" и охранять горящий танкер. Между тем законопослушные суда терпят большие расходы, если их ударит такой корабль.
"Это как попасть в аварию с незастрахованным автомобилем", – говорит Локвуд.
Если танкер теневого флота разобьется, то налогоплательщикам соответствующих стран придется за это заплатить.
Представьте, если бы дороги мира были заполнены незастрахованными автомобилями, не прошедшими техосмотр и не пользующимися фарами – вот что происходит в мировом океане
"Представьте, если бы дороги мира были заполнены незастрахованными автомобилями, не прошедшими техосмотр и не пользующимися фарами – вот что происходит в мировом океане. Собственники судов будут очень тщательно совершать как можно больше путешествий на этих судах, поскольку на этом можно заработать деньги", - говорит Локвуд.
Гораздо больше аварий, разливов нефти, столкновений и пожаров теперь только и ждут, чтобы произойти в водах законопослушных стран. Поскольку эти суда все больше стареют, риск аварий будет только расти - это означает, что много денег налогоплательщиков тратится на ликвидацию аварий, судоходные компании тратят много денег на повреждения, причиненные незастрахованными судами, а также много вреда наносится окружающей среде.
Теневой флот является удобным инструментом, с помощью которого Россия может нанести вред другим странам
Можно даже утверждать, что теневой флот является удобным инструментом, с помощью которого Россия может нанести ущерб другим странам, а также компаниям, перевозящим их товары.
Итак, что делать?
Поскольку месть отправлять шаткие суда, чтобы сеять хаос в российских водах, была бы явно плохой идеей, правительства и компании должны начать документировать все расходы, которые понесли из-за того, что такие корабли обслуживают Россию. Когда война против Украины закончится, правительства смогут представить Кремлю счет, который прибавит к огромным компенсациям, которые может получить Кремль для восстановления Украины.
Правительства также могут сообщить Москве, что они больше не будут разрешать тайным судам, перевозящим грузы в Россию и из России, пересекать свои воды.
Согласно международному морскому праву, путешествовать по водам других стран является правом, но наличие надлежащей страховки также является обязанностью. В интересах каждого, чтобы опасный темный флот был повержен.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии