В одном из самых известных замков Ровенщины - в городе Дубно, гостям рассказывают историю пыток и наказаний. Экскурсию проводят в старинных казематах, где всегда холодно и тусклое освещение.
Девять больших и девять поменьше устройств для пыток воссозданы в натуральную величину. Более того, все они в рабочем состоянии. Мастера замка и художники-реставраторы сделали их из дерева, веревок и металла по старинным чертежам. Эта экскурсия существует уже год.
Чтобы спуститься по крутой лестнице в подземелье, посетители крепко держатся руками за поручни в полумраке. А во время театрализованного представления палач начинает еще и точить топор у входа, с исподлобья поглядывая на туристов.
Экскурсовод Иван Касянчук зажигает свечу на деревянном столе писаря. Напротив расположены амфитеатром скамьи для зрителей.
"Здесь начинается история Инквизиции, которая за более чем 500 лет замучила десятки тысяч людей. Точной цифры жертв никто не знает, - говорит гид и предлагает следовать за ним в глубину казематов. - Священную Инквизицию ввел в 1215-ом году Папа Римский Иннокентий III, чтобы бороться с инакомыслящими. Но пытки для выбивания признаний во время допросов использовали по всей Европе - и в Украине тоже".
Посетители осторожно входят. Станки для пыток расположены в двух больших залах каземата. В первом находятся "Стул Моисея" с шипами, гильотина и две дыбы - горизонтальная и вертикальная. У каждого экспоната есть табличка с пояснениями, когда изобрели и как применяли. К некоторым привязаны веревками манекены - преимущественно они изображают молодых красивых женщин, которых в старину судили за ведьмовство.
"Ближайший палач жил в замке в Каменце-Подольском, а специальная школа палачей существовала во Львове. Ремесло передавалось по наследству, от отца к сыну. А дочь палача могла выйти замуж только за коллегу папы, - говорит Иван Касянчук. - Когда в Дубенском замке хотели казнить кого-то важного, то приглашали палача из Каменец-Подольского, еще и оказывали ему в дорогу серьезную охрану в 100 воинов".
"В старину публичная казнь была как современное реалити-шоу, - добавляет экскурсовод. - Мужчины брали посмотреть на смерть осужденного своих женщин и детей. Древние хроники рассказывают, что в 1770-х годах в Дубно судили одного бедного человека по имени Афанасий. У него была беременная жена и маленький ребенок. Однажды он пошел с женщиной в лес по дрова, но за что-то разозлился на нее и убил. А пока родителей не было, ребенок замерз до смерти. Афанасия судили за тройное убийство - жены, сына и нерожденного ребенка. Его бросили за решетку. Осужденным к смерти стражи иногда давали возможность убежать, но этот убийца отказался - он глубоко раскаивался в том, что натворил. Ему должны отрубить голову, но своего палача в городе не было, а приглашать Подольского палача было очень дорого. Казнить человека согласился один местный юноша. Он должен был отрубить голову с одного раза, но не смог. В результате Афанасий промучился с тяжелой рубленой раной еще 19 дней и только тогда умер. Поэтому услуги профессионального палача, который в совершенстве знал человеческую анатомию, ценились очень дорого. Спастись от неминуемой смерти и пыток женщина-жертва могла только в случае, если палач предложит ей руку и сердце, мужчина - только, если сам согласится стать палачом".
Гид также показывает, как работает гильотина - только он отпускает веревку, как тяжелое лезвие со стуком падает вниз. Мужчина поднимает и показывает зрителям отрубленную голову куклы.
"В фильмах показывают, что обреченного на смерть клали лицом вниз. На самом деле, все было наоборот и гораздо жестче - человек видел, как на нее надвигается лезвие ", - уверяет экскурсовод.
Туристы осторожно приближаются к пыткам, чтобы лучше рассмотреть. Кто-то пробует пальцем, или острые шипы на "Стуле Моисея" - большом кресле, куда палач сажал жертву допроса. В маленькой камере неподалеку к стене прикованы цепями два скелета. Над ними свисает паутина.
Дополнительную атмосферу смерти в каземате создают отрубленные головы, ноги и руки манекенов и искусственная кровь. Других кукол в залах колесуют, подвешивают за ребро на крюк или пытают водой. В отдельном углу стоит манекен молодой женщины, которую сжигают на костре - она ??привязана к столбу веревками и обложена дровами и хворостом. В нужный момент включают освещение, имитирующее языки огня. Касянчук подробно описывает пытки и страдания жертвы. Некоторые слушателей кривится и смотрит на все с отвращением, другие - с интересом.
"Говорят, в Дубно в восемнадцатом веке заживо сожгли двух женщин - за то, что приняли ислам, - продолжает экскурсовод. - А в целом, тяжелые пытки для нашего замка были не очень характерны. Чаще применяли позорный столб, возле которого жертву ставили на целый день на потеху толпы - любой мог избить ее палкой, обзывать или плевать на нее. Человек мучилась не столько от боли и неудобного положения, сколько от стыда. К позорному столбу чаще ставили за кражи или пьянство. Перед закованным в колодки пьяницей ставили еще и полную чашу, но он не мог дотянуться до нее и мучился от жажды".
После часа в холодном подземелье зрители ведут себя по-разному - одни молчат, а другие начинают шутить, чтобы рассеяться после увиденного.
"Хочется все увиденное поскорее забыть - у меня мурашки по коже, можно столько боли наносить живому существу, - говорит Ирина Полищук, одна из посетительниц. - Единственное, для чего нужны такие выставки - это жесткий урок человечеству, чтобы больше такого не повторялось".
"Мы можем струну и натянуть, и отпустить. В зависимости от того, как ведут себя туристы. Ведь на экскурсию в подземелье приводят даже детей, - говорит директор музея Леонид Кичатый. - Но это часть нашей истории и ее тоже надо знать. В любом случае, в теленовостях мы ежедневно видим и похуже".
Все действующие выставки в залах наверху и в подземельях впоследствии станут частью нового проекта о духах и легендах Дубенского замка. За прошлый год крепость посетило почти 100 тысяч туристов.
Комментарии
2