Тренер-аналитик донецкого "Шахтера" Тиагу Леал рассказал Gazeta.ua почему сидит во время матчей на трибуне, оценил первый евросезон в команде и признался чем португальцев удивил чемпионат Украины.
Почему вы всегда смотрите матчи с трибуны?
Работа нашего тренерского штаба организована так, что каждый должен находиться на своем месте. Паулу Фонсека, Нуну Кампуш (помощник) и Педру Морейра (тренер по физподготовке) находятся на скамейке запасных. У каждого из них своя миссия и свое видение футбола снизу.
Когда я начал работать вместе с Паулу, то пересел на трибуну, чтобы смотреть, как футбол выглядит сверху. Оттуда всегда лучше видно, что происходит в матче. У меня гораздо лучший обзор, чем в Фонсеки, который находится на уровне поля. Я хорошо вижу расположения наших футболистов и игроков команды соперника.
А также, что мы делаем правильно, что у нас получается не так хорошо и что нужно улучшить. Поэтому меня можно назвать глазами главного тренера, находящиеся на трибуне (смеется).
На что обращаете внимание в первую очередь?
На две главные вещи. Выполняет ли команда все то, что мы запланировали в течение подготовки к матчу. Также мы следим за соперником. Мы видим его слабые точки и в какой момент на них нужно нажать. Особенно, если что-то изменилось с тех пор, как мы разбирали игру противника на теории.
Очень часто то, что я вижу сверху, Паулу тоже замечает со скамейки запасных. Это очень интересный момент. Тренер требует от меня смотреть матч так, будто это он сам сидит на трибуне. Это самое трудное. К счастью, между нами существует нужная "химия" и мы видим одно и то же.
Ваши наблюдения влияют на замены во время матча?
Не могу сказать, что имею прямое влияние на это. Я не говорю Паулу, что нам нужно заменить того или иного футболиста. Это всегда его выбор. Но Фонсека прислушивается к мнению своих помощников.
Мало сказать футболисту: "Ты ошибся здесь"
Какими техническими средствами вы пользуетесь во время матча?
Использую планшет. Там у меня есть программа, которая позволяет отмечать важные моменты в матче. Затем я синхронизирую их уже с самим видео игры и мы все вместе можем посмотреть нарезку.
На видео мы показываем игрокам удачные моменты и ошибки. Они должны увидеть это и понять, что нужно улучшить. Мало сказать футболисту: "Ты ошибся здесь". Мы говорим и показываем: "Ты ошибся здесь, потому что..." и "Ты должен сделать так". С помощью картинки игрок прекрасно понимает, что мы хотим ему сказать. Поэтому мы очень много работаем с видео.
В перерыве матча вы присутствуете в раздевалке?
Да. В конце первого тайма я всегда иду в раздевалку. Мы стараемся провести с Паулу короткий разговор до того, как сам Фонсека будет говорить с игроками. Понятно, что мы обсуждаем события в первом тайме.
Случается, что Паулу уже знает, с чем я к нему пришел. Например, я говорю, что у нас есть определенная зона на поле, куда наши игроки не заходят, а ее стоит использовать. А Фонсека отвечает: "Я уже это понял". Но я все равно вижу больше с трибуны (смеется).
Если бы тренер мог быть в двух местах одновременно, то он бы хотел смотреть матч сверху и одновременно управлять игрой со скамейки запасных.
С вашим приходом в команду все тренировки начали снимать на видео. А это для чего?
Кроме матчей очень важно иметь информацию из тренировок. Когда мы готовимся к следующей игре, то отрабатываем некоторые детали. Мы снимает тренировки, чтобы понять до конца ли игроки поняли наши требования.
Видео занятий мы также показываем футболистам и говорим: "Это не то, что мы хотим. В игре такое случится и ты должен быть там. Очень важно, чтобы ты был в том месте, когда туда пойдет мяч". Поэтому информация из тренировок просто фундаментальная.
Вы говорили, что не любите сюрпризов в футболе. Объясните.
Одна из моих миссий - проанализировать соперника и постараться предусмотреть то, как команда будет действовать в матче с нами. Мне буквально нужно заглянуть в будущее. Поэтому я не люблю, когда меня чем-то удивляют.
Сколько времени у вас уходит на анализ своих сыгранных матчей и соперника?
Очень и очень много часов (смеется). В среднем я просматриваю 4 поединка нашего соперника. Каждый матч длится 90 минут, но просмотр занимает у меня где-то 3 часа. Ты перематываешь вперед и назад, режешь видео, монтируешь, подписываешь и так по кругу. Умножьте 4 игры на 3 часа. Получается 12. А еще надо подготовить финальное видео, которое мы покажем игрокам. Это занимает еще 3 часа. То есть, мы говорим о 15 часах потраченных на анализ игры одного соперника.
На разбор нашего сыгранного матча чаще всего идет 4 часа. После финального свистка я сразу получаю видео. Мы купили камеры и другие технические средства, которые позволяют получать запись сразу после завершения игры. Мой ассистент дает мне карту памяти, я копирую себе видео и начинаю работать. На следующий день у меня уже готов анализ, чтобы показать его Паулу и игрокам.
24-30 часов в неделю я трачу только на видео. Это работа вне поля. А там мы работаем практически каждый день (смеется).
Почему вы выбрали такую профессию?
Потому что это любовь. Когда делаешь то, что нравится, то все дается легче. Мы сосредоточены на нашей цели, поэтому не волнуемся из-за дороги к ней. Мы расчищаем все камни на своем пути и движемся вперед. Футбол только для сильных.
Может ли команда быть успешной без аналитики и современных технологий?
В сегодняшнем футболе - нет. Это невозможно. Судьбу матча решают детали. Они имеют большое значение, особенно во встречах с великими командами. Победа в таких играх - это вопрос одного метра.
Например, если бы мы были на один метр правее, то получили бы большее преимущество, чем если бы мы были на один метр левее. Это радикально может изменить ход матча. Сегодняшний футбол уже дошел до такого уровня.
В "Шахтере" я работаю с помощником. В "Браге" у меня было трое ассистентов. В "Бенфике" анализом занимается 10 работников. Надо обрабатывать очень много информации. "Барселона", "Реал", "Бавария", "Манчестер Сити", "Манчестер Юнайтед" имеют огромные аналитические департаменты.
Моя задача - отфильтровать то, что реально важно для нас и донести эту информацию до Паулу. У него очень много всего в голове. Нам нужно давать главному тренеру то, что ему действительно будет интересно.
Аналитика никогда не обманывает?
Скорее всего - нет. Если бы я ошибался, то Паулу не хотел бы, чтобы я с ним работал (смеется). Аналитика действительно очень важна в наши дни.
Насколько?
Трудно определить в процентном отношении. Мы можем недооценивать другие аспекты. Кто выигрывает матчи? Это всегда игроки и тренер. Наша функция - это только помогать с некоторыми деталями, которые могут привести к этой победе. Анализ помогает наставнику принимать лучшие решения, а игрокам лучше понимать игру.
В командах, которые побеждают, все думают об одном и том же. Невозможно, чтобы кто-то думал о другом. Если футболисты принимают решения индивидуально, то на самом высоком уровне такие команды не будут побеждать.
Любовь и эмоции - это важно, но они ничего не решают
А что скажете об эмоциональной составляющей футбола? В Украине тренеры и игроки много говорят о самоотдаче и "горящих" глазах.
Вы хотите сказать, что футбол - это больше эмоции, чем анализ? Я уважаю это, но не соглашаюсь (смеется). Если мы дадим волю эмоциям и любви к футболу, если этот аспект будет самой важной деталью, то мы потеряем контроль над игрой.
Все должны идеально понимать свою миссию и все должны отдаваться одной цели. Конечно, любовь и эмоции - это важно, но они ничего не решают.
Игроки интересуются своей статистикой?
Если меня спросят люблю ли я украинскую кухню, я смогу ответить только после того, как попробую ее. Когда мы только начали работать с видео и информацией по нашей команде и по сопернику, то футболистам это казалось странным. Теперь это им нужно. Игрокам нравится больше узнавать о команде и о себе.
Немного нечестно, когда ты подходишь к футболисту и говоришь: "Ты виноват, что соперник забил нам гол". Мы объясняем, почему так произошло. Игроку надо помочь, чтобы он не повторял одну и ту же ошибку. Проигрывает не отдельный футболист, а вся команда.
Когда журналисты оценивают матч, то смотрят на владение мячом, количество ударов по воротам, сколько игроки пробегают километров за игру. На что вы обращаете внимание?
Все гораздо сложнее. Футбол - это феномен в мире спорта. Все о нем говорят. Но не все понимают игру.
То, как я вижу матч, очень отличается от того, как на него смотрит журналист. Мы уважаем работу прессы. Журналистика - очень важна для футбола. Но многие вещи, которые озвучивают журналисты, не соответствует действительности и негативно влияет на людей.
Например, игрок пробежал за матч 14 километров. Но он все время бежал не туда. У нас есть игроки с высокими показателями пробега. А когда смотришь матч, то понимаешь, что они бегали плохо. Не интересно сколько, а как, куда и когда. И это отличает нас от прессы.
Часто журналисты оценивают игрока за его навыками работы с мячом, красивыми финтами. И думают, что это лучший футболист на поле. Но это не так.
Если бы вы посмотрели некоторые наши презентации, которые мы делаем для команды, то вы бы сказали, что мы инопланетяне и живем на Марсе. Мы говорим о положении ног, шеи, тела. Эти вещи кажутся специфическими и мелкими, но именно благодаря им мы на долю секунды быстрее, можем принять лучшее решение и получить преимущество над соперником.
Можно ли с помощью скаутских программ искать футболистов?
Здесь у нас также свой подход. В футболе работает большое количество агентов. Они предлагают своих игроков клубам: "У нас есть очень хороший футболист. Подпишите с ним контракт и он изменит игру вашей команды". Но мы на это не ведемся.
Еще одна из миссий нашего тренерского штаба - исследовать рынок. Мы смотрим матчи чемпионатов Португалии, Испании, Франции, Англии, Дании, Норвегии и других стран, чтобы найти игроков. Мы очень хорошо знаем, какого типа центральный защитник, полузащитник, нападающий нам нужен. Так произошло с Бланко Лещуком. Мы пересмотрели очень много его матчей.
Как это работает? В одном матче один из игроков нас заинтересовал. С этого момента мы смотрим 7-10 игр именно этого футболиста. Мы хотим убедиться действительно ли у него есть те качества, которые нам нужны. Это одна из задач Нуну Кампуша. Он смотрит очень много матчей. Мы не опираемся на различные программы, а доверяем своим глазам.
Ситуация в Украине и события на Донбассе тормозят некоторые вещи. Имею в виду возможность приобретения игроков. Мы все это прекрасно понимаем. В последние годы "Шахтер" не покупал таких футболистов, как это делал раньше.
"Шахтер" опережает "Динамо" на 13 очков. По вашему мнению, как тренера-аналитика, команда уже чемпион?
Мы не занимаемся предсказанием чемпионства. В футболе все меняется очень быстро. У нас есть недавний пример матча против "Сельты". Выход в 1/8 финала Лиги Европы уже был у нас в руке, но у нас его украли (на 90-й минуте арбитр матча ошибочно назначил пенальти). Мы никогда не можем сказать, что что-то случится с точностью на 100%. Мы стараемся предвидеть события, но иногда они выходят из-под контроля.
"Шахтер" будет работать каждый день, чтобы стать чемпионом. Это наша цель.
Какие впечатления у вас остались от первого евросезона в команде?
Только лучшие. У нас было 10 побед, мы стали лучшей атакующей командой на групповом этапе Лиги Европы с 21 забитым мячом, единственные в турнире выиграли все 6 матчей этой стадии. "Сельта" - сложный и качественный соперник, но мы ожидали, что пройдем в следующий этап. И сделали для этого все, что от нас зависело. Но случились вещи, которые мы не можем контролировать.
Ваши соперники в Лиге Европы называли "Шахтер" командой уровня Лиги чемпионов. Что случилось в матче против "Янг Бойз" на выезде?
Очень хорошо помню наши встречи со швейцарцами. Мы еще не так долго работали в клубе. Команда находилась на стадии адаптации. Мы выиграли первый матч - 2:0. На выезде у нас было огромное количество моментов, чтобы победить. Но мяч просто не заходил в ворота. Такое случается в футболе.
Недавно с "Ворсклой" была похожая ситуация. У нас было 22 удара по воротам против двух у полтавчан. Мы смогли забить победный гол лишь на 91-й минуте.
Часто болельщики и журналисты смотрят только на результат. Но футбол - это не только цифры на табло. На выезде с "Янг Бойз" у нас были возможности очень просто выиграть этот матч. Но мы проиграли и вылетели из Лиги чемпионов. Было ли это справедливо? То же можно сказать о Лиге Европы.
Нам важно понимать, почему так случилось. Есть матчи, которые мы выигрываем, но идем с поля очень расстроенными. А есть игры, которые мы проигрываем, но понимаем, что команда хорошо себя показала. Мы очень много работаем, чтобы завтра все было лучше, а послезавтра еще лучше. Но прошлого мы уже все равно никак не изменим.
Как прошла ваша первая зимняя пауза?
Два месяца перерыва - это очень много. Самая большая проблема заключается в том, что мы сразу после паузы играем еврокубки еще не начав чемпионат. Это очень сложная ситуация. Мы старались найти команды, чтобы сыграть спарринги на сборах. Но это не так просто - некоторые не могли, а некоторые не хотели. И с кем нам играть?
Конечно, для нас это ни в коем случае не оправдание. Мы нашли другие команды и сделали ставку на наши тренировки. "Шахтер" хорошо себя показал после перерыва. Но если бы мы уже играли в чемпионате, то все могло быть по-другому.
Как оцените чемпионат Украины?
Он очень требователен и конкурентоспособный, а команды агрессивны. Матчи проходят с высокой интенсивностью. Мы играем против соперников, которые стараются не пропустить. Большинство матчей мы проводим на последних 30-40 метрах у их ворот. В этой зоне находится 21 игрок.
Говорят, что чемпионат низкого уровня и мы играем одни. Это неправда. Понятно, что между "Шахтером", "Динамо" и другими командами есть большая разница. Но так во всех чемпионатах. В Испании есть "Реал", "Барселона", "Атлетико" и все остальные. В Португалии мы имеем "Бенфику", "Порту", "Спортинг" и остальные команды.
Сейчас в Украине тяжелая экономическая ситуация. В команд есть финансовые трудности. Но для нас чемпионат стал сюрпризом. Посмотрите на матчи. Уровень агрессивности ненормальный. Мы играем против команд, которые закрываются на своей половине поля и весь матч проводят там. Наставник "Стали" Якоб Галл (покинул команду после первой части сезона) на пресс-конференции признался, что даже после пропущенного гола просил игроков ничего не менять и продолжать защищаться: "Если мы постараемся выйти в контратаку, то это будет самоубийство".
Очень трудно играть против команд, которые только защищаются. Нашим игрокам удается успешно преодолевать такую защиту. Но мы выставляем к ним очень высокие требования.
Мы приехали в "Шахтер", чтобы стать чемпионами
Каким вы видите футбол в будущем?
Сильно он никогда не изменится. За последние 50 лет радикальных изменений не было. Могут внести какие-то коррективы. Например, новые технологии, которые показывают был ли офсайд, гол и пенальти (смеется). Это важно и нужно, чтобы защитить футбол и команды.
Что родственники чаще всего спрашивают об Украине?
Обычные вещи. Нравится ли мне здесь и все ли хорошо. Моя жена живет в Португалии, но где-то раз в месяц она приезжает сюда. Мы много путешествуем, летаем на матчи буквально через каждые два дня. Поэтому и не перевозим в Украину свои семьи. Нас и так не бывает дома.
Мы знали, что так будет, когда подписывали контракт. Нет смысла жаловаться, а нужно искать силы, чтобы пройти через это. Мы приехали в "Шахтер", чтобы стать чемпионами. И мы сделаем все, чтобы выиграть титул.
Ваш коллега, тренер вратарей Антонио Феррейра, серьезно взялся за изучение русского и украинского языков. Как у вас с этим дела?
Когда мы приехали в Украину, то очень волновались из-за этого. Русский язык очень сложный для португальцев. Мы неплохо говорим на английском языке, но большинство игроков его не знают. Мы постарались немного изучить русский. Знаем много футбольных терминов и можем подсказать игроку в нужный момент.
Также знаем слова, которые используются каждый день - приветствия, благодарность. Но разговор на русском - нет. Это невозможно (смеется). Наверное, для этого нужно прожить здесь несколько лет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы не имеем права жаловаться, когда такая ситуация в стране" - Игор Дуляй
Комментарии