Вместо лидеров по подготовке к Евро-2012 – Кракова, Одессы и Днепропетровска –УЕФА выбрала наименее готовых претендентов с большим фронтом строительных работ. Вероятно, европейские чиновники и компании надеются на победу в тендерах по освоению средств польского и украинского бюджетов. Об этом говорят данные журналистского расследования UGMK.INFO.
Итоги судьбоносного заседания Исполкома УЕФА 12-13 мая в Бухаресте удивили многих специалистов. Имеющиеся в редакции UGMK.INFO документы, в которых специалисты УЕФА провели оценку подготовки польских и украинских городов за неделю до решающего заседания, свидетельствуют о высокой готовности отсеянных Кракова, Одессы и Днепропетровска.
Готовность польских и украинских городов (исходя из оценок экспертов УЕФА на 08.05.2009)
Тем не менее, футбольные чиновники отдали предпочтение последним, имея на руках лишь один аргумент в виде якобы низкой готовности стадиона в Хожуве.
Судя по материалам, удивителен и вылет Одессы, поскольку среди всех украинских городов (не учитывая столицы, которая должна быть готова обязательно) она была лидером. Да и Днепропетровск уверенно занимал четвертую строчку.
Учитывая относительное равенство ряда показателей, УЕФА сравнивало претендентов лишь по критериям готовности стадионов, гостиничной инфраструктуры и, в меньшей степени, аэропортов.
Преимущество Донецка и Харькова по стадионам нивелировалось ситуацией с отелями. Их готовность оценивалась, как крайне неудовлетворительная. Причем, положение столицы Донбасса усугублялось тем, что город претендует на проведение матча полуфинала, что подразумевает соответствие требованием, превышающим минимальные.
В то же время, в Одессе эта проблема была практически решена. Правда, всю "малину" Днепропетровску подпортило то, что стадион был возведен без учета некоторых норм УЕФА.
Город |
Текущее |
Законтракти- |
Дефицит |
Одесса |
100 |
2167 штук/ 45% |
5-ти и 4-х звездочных |
Львов |
90 |
2492 штук/ 40% |
5-ти и 4-х звездочных |
Днепро- петровск |
45 |
945 штук/ 30% |
3-х звездочных |
Донецк |
17 – на групповые матчи 9 – на полуфинал |
707 штук/ 0% |
5-ти звездочных |
Харьков |
10 |
438 штук/ 75% |
5-ти и 4-х звездочных |
Катастрофическая ситуация с аэропортами практически во всех городах, кроме Киева (см. табл). Причем, категория 3 не особо отличается от категории 4. Единственное различие – гарантии финансирования реконструкции и строительства терминалов и перронов. Донецк, Харьков и Львов имели гарантии со стороны госбюджета и частных инвесторов, тогда как Одесса могла лишь частично подтвердить свою финансовую состоятельно. В то же время, Днепропетровск стал заложником конфликта частных структур и государства вокруг объекта.
Аэропорт |
Текущая пропуская способность от необходимой, % |
Пропускная способность в день матча после реконструкции от необходимой, % |
Категория 3 (работы начаты, но выполнено менее 50%) | ||
Донецк |
10 |
70 2 дополнительных аэропорта |
Одесса |
15 |
90 Николаевский аэропорт |
Харьков |
4 |
70 Полтавский аэропорт |
Категория 4 (работы не начаты, выполнено менее 50%) | ||
Львов |
16 |
75 аэропорт Жешув в Польше |
Днепропетровск |
12 |
35 Запорожье и Кривой Рог |
Таким образом, по ключевым показателям "вылетевшие" Одесса и Днепропетровск как минимум не уступали "оставленным" городам. А та же Одесса в некоторых аспектах явно опережала других претендентов. Поэтому не совсем понятно решение УЕФА оставить в игре менее подготовленные города как в Украине, так и в Польше, тогда как лидерующие (Краков, Одесса, Днепропетровск) признаны неготовыми.
Оценка УЕФА (в баллах) рисков подготовки проведения Евро-2012 в Польше и Украине на 08.05.2009 (сумма более 24 баллов – высокий риск)
Общий риск |
Город |
Стади- оны |
Отели |
Аэро- порты |
Желез- |
Коэфф. |
Коэфф. |
Коэфф. |
Коэфф. | ||
2 |
Краков |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
14 |
Варшава |
высокий |
низкий |
низкий |
средний |
18 |
Познань |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
20 |
Хожув |
высокий (4) |
средний (2) |
низкий (0) |
средний (2) |
24 |
Вроцлав |
средний |
средний |
высокий (4) |
низкий |
26 |
Гданьск |
средний |
средний |
высокий |
средний |
|
|
|
|
|
|
32 |
Киев |
высокий |
средний |
средний |
очень высокий |
44 |
Одесса |
средний |
средний |
очень высокий |
очень высокий |
48 |
Львов |
высокий |
средний |
очень высокий |
высокий |
56 |
Днепро- |
высокий |
высокий |
очень высокий |
очень высокий |
58 |
Донецк |
низкий |
очень высокий |
очень высокий |
очень высокий |
62 |
Харьков |
средний |
очень высокий |
очень высокий |
очень высокий |
Примечание: Полужирным шрифтом выделены города, выбранные УЕФА для проведения матчей Евро-2012
Обращает на себя внимание общая черта оставшихся городов. Им еще предстоит освоить крупные суммы из украинского и польского бюджетов. Так, аэродромы будут строиться и реконструироваться за госсредства, львовский стадион также будет финансироваться из бюджета. Наверняка также продолжит увеличиваться сумма реконструкции НСК "Олимпийский" в Киеве (сейчас более 3 млрд. грн.). Кроме того, украинские города требуют серьезных вложений в отельную инфраструктуру.
По словам источников в Кабмине, чиновники УЕФА во время своих многочисленных командировок в Украину активно продвигали услуги европейских строительных компаний, которые могли бы "гарантированно построить" необходимые объекты. Т.е. занимались банальным лоббизмом. Теоретически, этим можно объяснить неожиданное решение Исполкома оставить за бортом Евро-2012 наиболее подготовленные города. Если это утверждение верно, то судьба еще двух украинских городов 30 ноября будет зависеть, в первую очередь, от того, достануться ли европейским компаниям подряды на строительство.
Комментарии