Группа археологов под руководством Гильермо де Анда (Guillermo de Anda) обнаружила на полуострове Юкатан систему подземных лабиринтов, принадлежавших культуре майя, сообщает National Geographic. Лабиринты, соединяющие 14 пещер, проходят по территории Мексики, Гватемалы и Белиза. По оценкам археологов, большинство лабиринтов были построены в так называемый ранний и поздний классический период (250-900 гг. н. э.), то есть до того момента, когда эта цивилизация по непонятным причинам пришла в упадок. Самый древний артефакт этого комплекса имеет возраст 1900 лет, другие находки относятся к более позднему времени.
Согласно мифологии майя, души умерших в подземных тоннелях сопровождал пес, который помогал им преодолевать многочисленные испытания на пути в Шибальбу (Xibalba) – загробный мир, в котором правили духи смерти и болезней. В одной из частей системы лабиринтов ученые обнаружили 90-метровую мощеную дорогу, которая заканчивается колонной у водоема. "Мы нашли подземные тоннели, которые выходят к воде или проложены под водоемами", – говорит Гильермо де Анда. "Эти тоннели, вероятно, имели отношение к ритуалам, связанным со смертью, и человеческими жертвоприношениями", – добавляет он.
Ряд специалистов, в том числе де Анда, считает, что именно ужасы лабиринтов – их местонахождение среди темноты, подземных озер и непроходимых джунглей на поверхности – сообщили преисподней майя ее мрачный колорит.
Однако Уильям Сатурно (William Saturno), эксперт по культуре майя из Бостонского университета (Boston University), США, предполагает, что лабиринты и пещеры появились уже после распространения мифа о пути в Шибальбу, изложенного в эпосе "Пополь-Вух" (PopulVuh). Душа, идущая в загробный мир, должна была пересечь три реки, наполненные скорпионами, кровью и гноем. Шибальба представлялась змееподобной пещерой из девяти уровней, где душу подвергали пыткам, чтобы окончательно отлучить ее от тела.
Сейчас мексиканские археологи исследуют храмы и пирамиды, объединенные системой лабиринтов вблизи города Мерида (Mérida), столицы штата Юкатан, Мексика. "Древние майя верили, что живут в многослойной реальности. Именно поэтому точки соприкосновения мира живых и мира мертвых были очень важны для них", – говорит Уильям Сатурно.
У современных жителей Центральной Америки, среди которых насчитывается около 6,1 млн потомков майя, традиционно сильны представления о мрачном загробном мире и оживших мертвецах – "зомби". По одной версии, это искаженное слово "нзамби", что на африканском языке банту означает "мелкое божество" или "душа мертвеца". По другой – это слово"жамби" из одного западноафриканского диалекта, что значит "привидение", сообщает Вокруг Света
Комментарии