После начала русско-украинской войны Славянск оказался в эпицентре боевых действий. Город оккупировали российские террористы, но его удалось освободить в начале июля.
С того времени населенный пункт стал главной целью оккупантов, а особенно после начала полномасштабного вторжения. Если бы ВСУ героически не удерживали Бахмут, то после него линией фронта мог стать именно Славянск.
Корреспондентка Gazeta.ua побывала в городе и узнала, как живут люди у зоны боевых действий.
ПЕРВАЯ ПРОЛИТАЯ КРОВЬ
Парк "Шелковичный" в центре Славянска выглядит заброшенным. Поляны поросли кустарниками и дикими цветами. Асфальтированные дорожки кое-где усыпаны пожелтевшей опавшей листвой. Здесь не слышно детских голосов, как это часто бывает в парках, рестораны и кафе под прудом закрыты, и достаточно свободных скамеек.
Под старой акацией тихо разговаривает молодая пара. Женщина в хлопковом платье сидит на коленях мужчины и крепко обнимает его. Когда подходим, немного смущается и подозрительно осматривает с ног до головы.
– Я родилась и живу в Славянске, – говорит Инна Александровна. Фамилию называть не хочет, мол опасно. – Если сравнивать со всей Донецкой областью, то у нас безопаснее всего.
В 2014 году 14-летняя Инна с родителями также вынуждены были убегать. В городе шли боевые действия, оккупанты установили преступную власть и захватили Славянск. Украинские защитники 5 июля того же года выбили пророссийских террористов и вернули контроль над населенным пунктом.
Работает преподавательницей, проводит уроки для детей онлайн. После начала полномасштабного вторжения уехала с семьей на Полтавщину, а уже через полгода вернулась обратно в Славянск.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спасенные от смерти и россиян: фото и истории животных, которым не дали утонуть после подрыва ГЭС
– В 2014 году не было такого тяжелого вооружения. Действовало правило двух стен, и можно было спрятаться, – вспоминает начало войны Инна. – Но была такая история, что мужчина выглядывал из окна и на его глазах жену разорвало снарядом. А когда мы уезжали, стояли на остановке и прилетело тоже рядом – людей убило.
В феврале 2022-го в Славянске никто не думал, что оккупанты снова подойдут так близко. Казалось, опасность миновала, признается горожанка.
– Меня предупреждал знакомый еще в октябре, что начнется наступление. Работал в международной организации и уже проводил тренинги разные. Я говорила ему, что ничего не будет.
– Не верилось до последнего дня, – говорит по-русски Игорь Константинович, парень Инны. На вид 30 лет, одетый в синие джинсовые шорты и синтетическую футболку. – До оккупации в Славянске хорошо жилось, а они нам всю жизнь сломали. В 2014-м, говорят, что были повстанцы – а на самом деле заезжие гастролеры, которые подстрекали людей. Местные после Майдана часто говорили: "Почему в Киеве могут бунтовать, а у нас нет. Мы тоже хотим, чтобы нас услышали". Но это было до первой пролитой крови.
Было прямое попадание, четвертый и пятый этаж выгорели совсем
Мужчина родом из Лимана, расположенного в 29 км от Славянска. Уехал уже когда россияне вплотную подошли к городу и начали его обстреливать. В мае Лиман оккупировали, а 1 октября Вооруженные силы освободили населенный пункт.
– В прошлом году мое жилье разбомбили в Лимане. Было прямое попадание, четвертый и пятый этаж выгорели совсем, а нашу квартиру удалось спасти. Ну как, крышу пробило и разнесло все, – рассказывает Игорь. – Я жил полгода в Виннице. Работаю железнодорожником-энергетиком в Лимане, но живу сейчас здесь. Предприятие наше в Славянске, так ездим туда. Последний раз был в четверг, то прилетает по городу до сих пор.
С Инной познакомились в интернете в преддверии полномасштабного вторжения. Общались долгое время на расстоянии, а уже по возвращении домой стали жить вместе.
– Это только кажется, что людей нет в городе. Многие наши друзья уже вернулись из-за границы, – говорит женщина. – У нас жилье осталось целое, линия фронта немного отодвинулась – так хоть артиллерия не залетает. Сейчас нормально, а бывают дни, когда сирена не стихает. Расслабиться в Славянске невозможно.
500-КИЛОГРАММОВАЯ БОМБА
Тишину в парке нарушает только громкий стук колес на дороге напротив. Рядом есть большая спортивная площадка с тренажерами. Из-за близости к линии фронта в городе много военных. Именно поэтому еще чувствуется жизнь и что-то работает, объясняет Инна.
– Работы мало. На железной дороге или в магазинах. Смотрела объявления на сайтах, то преимущественно вакансии – кассиры, официанты, баристы, – продолжает горожанка. – Работает несколько ресторанов, кафе. Но если бы не было онлайн-работы, пришлось бы в какой-то другой области оставаться. Цены на продукты у нас гораздо дороже.
– Да процентов на 50, – добавляет Игорь. – Кондитерка, молочка, сладости, фрукты – все у нас дороже, если сравнивать с другими областями. Тот же лук в АТБ 18 гривен, а у нас 36. Наверное, потому, что подвоз тяжелее. Дешевле точно нет ничего. И что интересно – работы нет, а цены высокие.
С начала войны большинство жителей покинули город. За годы Славянск изменился и уже не чувствуешь себя здесь, как дома, признается мужчина.
– У меня папа говорит даже: "Хожу по городу – а он как чужой", – опускает глаза вниз Игорь.
– Но сейчас Славянск стал более патриотичным, чем был в 2014 году, – рассказывает Инна. – После 2014 года все равно оставались люди, которые говорили "какая разница" и так далее. Сейчас уже не нужно смотреть – русскоязычный или украиноязычный человек. У нас много предпринимателей, развернувших в магазинах волонтерские пункты, раздавали продукты и сетки плели круглосуточно. Не скажу, что у нас пророссийский город.
Рядом с парком стоит разбитая пятиэтажка – дыра до земли. Россияне наступали со стороны Изюма и обстреливали город из артиллерии, били ракетами по жилым домам. В квартирах никто не живет, но еще можно рассмотреть интерьер. Фиолетовые с графическим узором обои, деревянные шкафы на кухне, белые вытяжки и газовые плиты держатся на обломках бетонных плит и, кажется, сейчас упадут.
Все убегают от того "освобождения"
– С Изюма летело, с той стороны, – объясняет Игорь. – прилетало повсюду понемногу, по всему городу. Но людей ведь мало. Если после 2014-го было более ста тысяч жителей, то сейчас может и 30 не наберется. Тогда многие переселенцы приехали из Донбасса, покупали квартиры здесь.
– У меня девочка из Донецка училась в университете, – рассказывает женщина. – Они покинули жилье там, здесь обжились. Купили квартиру в 2021-м, а уже в 2022-м ее разбомбили. Снова остались без жилья и пришлось переехать. Сами понимаете, какое у людей после такого может быть отношение к России. Все убегают от того "освобождения". Весной Славянск снова начали сильно обстреливать, и был страх, что россияне опять зайдут в город. Думали даже уезжать, но решили переждать.
Из-за постоянных взрывов Инна и Игорь до сих пор пугаются всех громких звуков. Вздрагиваю даже от того, как стучит калитка, говорит мужчина.
– Мы решили выезжать из Лимана после того, как начался минометный обстрел. А потом на соседний дом россияне сбросили 500-килограммовую бомбу – его как сдуло. Мы стоим в подвале, а нас качает. Вышли и увидели, что окон и балконов нет. Нашел перевозчика, позвонил и уехали. Бахмут они держат чисто символически. Он находится в низине и очень неудобно защищать его. Зашли, а дальше что? Сначала думал, что просто хотят власть поменять в Украине, чтобы не шли в НАТО, ЕС, чтобы были как Беларусь. А теперь они уничтожают людей, забирают территорию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Некоторые истекли кровью в автомобилях" - история "азовца", пережившего теракт РФ в Оленовке
В Донецкой области действует запрет на продажу алкогольных напитков. Но местные находят возможность купить "бутылку". Ездят за спиртным в соседнюю Харьковскую область, берут у перекупов. Приобрести полулитровую бутылку водки здесь можно за 200 грн, бренди – 350 грн. Стоимость напитков поднимают вдвое, но все равно есть покупатели.
– Регулярно видим новости, что задержали кого-то пьяного. Люди же празднуют свадьбы, дни рождения. Полиция патрулирует улицы, проверяют магазины. Но если очень захотеть, то все можно найти, – говорит напоследок Игорь, берет любимую за руку. – Хочется уже, чтобы все закончилось и мы снова зажили нормальной жизнью.
АВТОМАТНЫЕ ОЧЕРЕДЫ
У площади Соборности припарковано много автомобилей. На тротуарах местные разложили коробки с яблоками, помидорами, кукурузой, молочными продуктами. Уличная ярмарка не слишком популярна – большинство идут скупаться в супермаркет поблизости. На полу магазина горой стоят коробки с энергетиками.
Окна и двери магазинов заколочены досками, картоном и ДСП. Местные ближе к вечеру выходит посидеть у закрытых кафе, а большинство заведений уже давно не работают. Комендантский час в Славянске начинается в 21:00.
На безлюдной центральной площади в тени собралась стая голубей. Город напоминает Припять, но с современными вывесками и машинами. На улицах встречаем разбитые многоэтажки, которые не ремонтируют уже с 2014 года. Не подключены к коммуникациям и без жителей.
В окнах домов тяжело найти признаки жизни. Здесь не сушат одежду на балконах и не слышно запаха еды из открытых форточек кухни. Только в некоторых квартирах видно, как кто–то курит крепкие сигареты. Тротуары заросли травой и кустарниками. Даже садовые кусты дико растут, ограждая проход.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ракетно-дронный террор Киева: как живут люди в разбитых РФ многоэтажках столицы
Возле закрытого киоска с шаурмой проходит смуглая женщина с мальчиком лет пяти. Останавливаются время от времени, чтобы покормить голубей свежей булкой.
– У нас здесь спокойно, слышно бывает автоматные очереди. Три месяца назад военкомат ходил, а так все хорошо, – говорит по-русски 67-летняя Анна. – Слышны взрывы, но это учения, пожалуй.
Женщина ассирийка по происхождению, родом из Армении. Переехала в Украину 49 лет назад, здесь вышла замуж и воспитывала детей. Сейчас присматривает за внуком, пока сын на работе.
– Сейчас все больше на обслуживание военных направлено. Шьют одежду, готовят обеды – приспособились. В Европе не так, там и свою работу не могут проделать, а у нас всесторонне развиты люди. Нас все устраивает, никогда не хотела отсюда уезжать и не представляю себя в другом месте. Моя родина здесь, всегда нравился этот регион.
В политику не хочу лезть, не хочу ссориться
Большинство родных Анны живут в России. В настоящее время продолжает общаться с ними, но не обсуждает политические вопросы и войну.
– По-моему, мы соседи, мы славяне. Как так вышло? Это от простого народа не зависит, а в политику не хочу лезть, не хочу ссориться, – говорит Анна о войне. – Злоба с одной и другой стороны. Мы - украинцы, но, чтобы оставаться семьей, не нужно обсуждать политику.
– Удастся ли россиянам снова прорвать Славянскую оборону?, – спрашиваем.
– В политику не хочу лезть, я простой человек. Хочу здесь жить на своей земле. Я так думаю, что простой народ как жил, так и дальше будет. А то, что верхушка будет грызться – президенты меняются, а народ остается. Главное, чтобы злобы не было, дружелюбные все должны быть. А сейчас от тех и других ненависть идет.
КРЫМ И ПУТИН
Женщина не хочет отвечать на вопросы, связанные с войной и российской агрессией. Всячески переводит тему, когда спрашиваем об ответственности россиян за зверства в Украине.
– Никогда никого не проклинала. Между нами и олигархами большая разница, они нас не понимают. Путина никогда не видела и не желаю. Кацапня – лентяи, а украинцы – трудолюбивый народ. Но что мы изменим? Статистика какая-то есть, но тоже лживая. Хочу, чтобы сейчас война кончилась. Не слушаю этих политологов, Соловьева – не признаю их. Как может взрослый человек сказать прямым текстом "убивайте". Когда Соловьева уничтожат – закончится война. Не хочу разделения, должно быть все – одна территория. Но за границы пусть политики уже решают. За Крым не знаю – это спорный вопрос.
У Анны четверо детей. Дочери после полномасштабного вторжения уехали в Европу. Недавно потеряла мужа и теперь живет с сыном.
– По истории, говорят, что Крым был территорией России, а затем его Хрущев передал. Если не вернется туда Украина – значит такая судьба. А вот всю другую украинскую территорию хочу, не нужно мне другого Донецка. Людей настроили отрицательно, когда начали памятники разрушать – зачем такое делать? Сначала нужно было у народа спрашивать, потому что я не хочу, чтобы сносили. Я здесь жила, была пионеркой. Большинство желающих в Россию просто хотят вернуть Советский Союз. Разделяют церкви, хотя раньше было все равно, куда ходить.
– Но Россия, а не Украина, начала войну, – говорим.
– Да конечно. Но нужно посмотреть в самую суть и разобраться, почему так вышло. Брат и сестра ссорятся – надо две версии слушать. Но это, опять-таки, оставлю олигархам, пусть разбираются.
На окраину города едем на такси. Водитель включает радио, и из колонок начинает звучать русский шансон.
Комментарии