Gazeta.ua отыскала усадьбу Усиков в казацком поселке Сумской области, где они жили с деда-прадеда. Оттуда родом и отец украинского чемпиона, к которому Александр обратился во время своего триумфа.
После победы над британцем Тайсоном Фьюри 18 мая, Александр Усик с ринга обратился к покойному отцу Александру Анатольевичу: "Отец, мы это сделали!". И заплакал.
Папа чемпиона - родом из казацкого поселка Терны Сумской области. Умер летом 2012-го сразу после победы сына на Олимпийских играх в Лондоне.
"Я прилетел и когда зашел в комнату - он лежал в гробу. Я взял медаль и положил ему руку", - рассказывал Александр.
Своего отца Усик упоминает во многих интервью и публичных выступлениях. Указывает, что именно Александр Анатольевич привел его в бокс.
ТЕРНЫ ЗАГУДЕЛИ
- Нашей главной задачей было установить, что именно из Тернов походят корни Александра Александровича Усика. И нам это удалось! - поднося палец вверх говорит краевед Владимир Богатырь. Работает в терновском отделе культуры и заведует историко-краеведческим музеем.
Терны расположены в 90 км от Сум. Их основали в 1643 году - тогда сюда переселились первые пять семей. Через несколько лет поселок разросся. Жили здесь преимущественно казаки, организованные в сотню и впоследствии подчинявшиеся Сумскому полку.
В начале Первой мировой войны Терны были аграрно-промышленным поселком. В советское время здесь работал кирпичный и сахарный заводы, фермы, конюшня. Населённый пункт стремительно развивался. Сейчас здесь проживает около 3 тыс. человек.
С Владимиром Богатырем общаемся в историко-краеведческом музее. Просторный кабинет на первом этаже поселковой школы пахнет мелом и сухой древесиной. Стены увешаны архивными фотографиями, стендами и досками почета. Под стеклом расставили экспонаты - старинные предметы быта и остатки оружия времен Киевской Руси и казацкой эпохи.
О том, что отец известного боксера родом из Тернов, местные сами впервые узнали в 2010 году. Тогда Александр Усик подтвердил это в одном из интервью.
- Вот тогда все и завертелось, - рассказывает Богатырь, сидя за столом перед компьютером. Заправляет в джинсы голубую футболку. - У нас есть один товарищ, который первым нашел информацию об отце в интернете. А до этого никто и не догадывался об этом! В Тернах больше всего загудели об Усике, когда в 2018-м он забрал четыре пояса (стал абсолютным чемпионом мира в первом тяжелом весе, победив в объединительном поединке россиянина Мурата Гассиева. - Gazeta.ua). Начали говорить, что это наш земляк.
С этого момента и сам Владимир Богатырь начал тщательно исследовать информацию и поднимать архивы поселка. Обнаружил, что фамилию "Усик" в Тернах имеют 16 семей.
- Иногда СМИ пишут "Усік". Это неправда! В Тернах никогда не было "Усіков", а только "Усики", - отмечает краевед.
Вместе с коллегами по музею и односельчанами мужчина начал исследовать родословную Усика. Искал информацию о его предках.
- Я знаю тех Усиков, которые старше меня или моложе на четыре-пять лет. Но не мог понять, кто из них может быть родственником боксера, - говорит. - А потом сел и нашел в интернете фото Усика. Вот сейчас покажу.
С полки Владимир Павлович берет два тяжелых альбома в кожаном коричневом переплете. Это - "книги почета" советских времен. Мужчина кладет их на стол и начинает листать. Из верхнего ящика стола достает вырезку из газет с фотографией Александра Усика.
На кого же он похож в Тернах?
- Думаю, на кого он похож в Тернах? - говорит мужчина и открывает "книгу почета" на странице Григория Григорьевича Усика. Прикладывает к его портрету снимок боксера. - Все стало понятно. Вот это - двоюродный дед Александра!
Оба мужчины на фото имеют схожие черты лица. В записи под портретом в книге говорится, что Григорий Усик работал электриком на местном сахарном заводе с 1951 года. Активно участвовал в общественной деятельности предприятия и получал награды за добросовестный труд.
- Ко мне эта книга попала где-то полгода назад. Тогда я и сказал, что действительно Усик наш, - говорит Владимир с заметной гордостью. - Когда мы это установили, начали думать - где же их семья жила? Григория Григорьевича в живых уже не было.
Краевед начинает листать старую школьную тетрадь с пожелтевшими страницами. Это журнал переписи населения в 1942-м, который вела немецкая оккупационная власть. Список жителей села удалось сохранить.
- Вот смотрите - вся семья Усиков записана. Прадед Григорий Аврамович, его жена и четверо сыновей. Когда это увидели, поняли, где их дом.
Во второй "книге почета" сохранилось фото Григория Аврамовича. В нем указано, что мужчина родился в 1905 году в Тернах.
- Наша основная задача была - доказать, что они стопудово имеют корни терновские. Мы не исследовали их путь, потому что хотели семью оставить в покое, - добавляет Владимир Павлович.
СЕМЕЙНЫЙ ДОМ
В поселке отца боксера Александра Анатольевича - никто не знает лично. Здесь жил и умер только его двоюродный брат Григорий. Местные говорят, что воспоминаний об отце мало, потому что он в детстве с семьей уехал из Тернов.
Александр Усик-старший родился в 1962 году. Точную дату отъезда семьи из Тернов никто не знает. Однако местные предполагают, что это произошло в 1967-1968 годах. Потому что поселок был перенаселен - жило 12 тыс человек. Работы всем не хватало, поэтому люди массово уезжали трудоустраиваться в другие места. Преимущественно мигрировали в Сумы, Мариуполь, Киев.
Усик-старший с родителями переехал в Черниговскую область. В молодости занимался боксом. Был военным и воевал в Афганистане. Позже работал в охране на строительстве в Крыму. В 1984 году на полуострове он познакомился с будущей супругой Надеждой. Через три года у них родился сын - Александр Усик-младший.
Несмотря на то, что отец боксера родом из Сумщины, а мать с Черниговщины - почти все время семья жила в Крыму. Но семейный дом Усиков в Тернах чудом сохранился. Краеведы смогли его отыскать.
В музей заходит крепкий мужчина в тенниске молочного цвета. Это школьный библиотекарь Александр Яловец. Садится за парту и живо пересказывает историю поисков корней спортсмена.
- Я не мог поверить, что отец Усика родился у нас, - вспоминает Яловец. - А двор, на котором стоит их дом, купили еще в 1990-х. Владельцы поставили на земле новый дом, но старый дом Усиков оставили. Сейчас хозяев там нет. Они где-то в Киев переехали.
Идем в дом, где родился отец боксера. По дороге краеведы рассказывают о поселке. Обсуждают между собой, где еще живут их сверстники и кто уехал в город.
Местные разделяют деревню на условные части. Их назвали фамилиями первых жителей Тернов. Родственники Усика жили на "Павловке".
- Григорий Григорьевич был старше меня, - вспоминает деда Усика библиотекарь. - Вместе работали на сахарном заводе. Но если к другим я мог подойти и пообщаться, то он был такой важный... Занимался баскетболом и имел высокий рост. Тоже с "оселедцем" ходил. А кто в то время такую прическу делал?
Несмотря на свою почтенность Григорий Усик одновременно был и общительным человеком. Любил пошутить и провести время с друзьями, участвовал в баскетбольных турнирах. Его семья жила скромно, но не бедствовала.
Дед Александра работал на кирпичном заводе
Прадед Александра Усика родился в 1905 году. Вышел на пенсию примерно в 1965-м. Владимиру Павловичу тогда было всего девять лет. Жил на другом конце поселка.
- Поэтому и не помню Григория Григорьевича (деда боксера - Gazeta.ua), - признается Богатырь. - Мне звонила нынешняя владелица их двора неделю назад. Где-то нашла документы, что родной дед Александра работал на кирпичном заводе в Тернах. Надо посмотреть трудовые архивы. Тогда по году его увольнения можно будет точно определить, когда они уехали из поселка.
Старый кирпичный дом расположен недалеко от школы. Его тяжело заметить за забором. Под шиферной крышей до сих пор висит табличка - "улица Фрунзе, 55". Дом построен из красного кирпича. Маленькие деревянные окна обрамлены белым фигурным карнизом.
Владимир Павлович немного смущается, когда видит, что тропа в дом стала зарастать травой. Внутрь краеведы никогда не заходили, потому что это - частная собственность.
- Скажет Усик: "Вот земляки мои ухаживают", - смеется мужчина. - Вот здесь проживали прадед, деды и отец Александра Усика. По моим данным, дом построили где-то в 1960 годах, когда Терны перестраивались. Как сделают музей Усика здесь, то и узнаем, что там внутри.
ЖИЗНЬ У ГРАНИЦЫ
В настоящее время в Тернах проживает не более 2,5 тыс. человек. Все крупные предприятия закрыты, поэтому работы почти нет. Люди работают в школе, магазинах, фермерских хозяйствах или ездят в соседние города. Каждый час отсюда курсирует транспорт в областной центр.
Всего в 40 км отсюда - граница с Россией. Уже в первый день полномасштабного вторжения в Терны въехали вражеские танки. Местные готовились сопротивляться, формировали территориальную оборону. Но оккупанты людей не трогали, потому что их целью были Сумы.
После новостей о возможном новом наступлении россиян на регион местные жители снова боятся оккупации. А вот к постоянным взрывам терновчане уже привыкли.
С началом большой войны из Тернов начали выезжать люди, а большинство молодых мужчин уже мобилизовали на фронт.
- Если бы нам с Владимиром Павловичем дали автоматы, мы бы здесь и остались обороняться, - говорит уже возле школы библиотекарь. - А дети и внуки уж куда-то уезжали. Потому что здесь постоянный грохот.
БОЙ, КОТОРЫЙ СМОТРЕЛИ ВСЕ
- Все смотрели поединок Усика. Мне сын дал код к трансляции по телевидению. Ко мне еще гость приехал и хотел спать. А я говорю: "Извини, важный бой. Будем смотреть вместе", - рассказывает директор школы Игорь Борисовский. Мужчина встречает в своем кабинете, угощает сладостями. - Когда вышел на улицу на следующий день, пошел в магазин - все об одном говорят. У нас тогда был футбол утром. На стадион все пришли невыспавшиеся, но счастливые. Мы еще и матч выиграли, так праздновали все победы в один день.
После победы Александра Усика телефон директора не стихал. Все звонили с вопросами об отце знаменитого боксера.
- Долго и сам не верил, - признается Борисовский. - Я не коренной терновчанин, отца сюда направили по распределению. Мне было 6 лет. Сначала думал о других Усиках. А тогда Владимир Павлович говорит, что дядя Гриша - его дед. А ведь я его знал с детства.
Жена Григория Григорьевича работала контролером в кино. Ее называли "тетя Мотя" - сокращенно от имени Мотря. Отец Игоря Петровича в то время был директором дома культуры и дружил с семьей Усиков.
- У отца нашел альбомы, где они с дядей Гришей рюмашатся в доме культуры. И тетя Мотя там стоит. С ней ездили на экскурсии. Усик высокий был, имел длинные худые ноги, как у Александра, а жена - маленькая-кругленькая, - улыбается директор и на несколько секунд погружается в воспоминания. - Он жил сначала не в этом доме, что на "Павловке", а возле завода. Григорий Аврамович, его отец, работал слесарем в депо.
Терновчане вспоминают, что могила Григория и Мотри Усиков расположена на местном кладбище. Владимир Павлович соглашается поискать его вместе. К кладбищу отсюда несколько километров. Едем туда на машине.
Кладбище на окраине поселка "спряталось" за густыми лиственными деревьями. Сразу на въезде - новые и старые могилы. Краевед быстро бродит по рядам, вспоминая умерших односельчан. Время от времени вздыхает и разводит руками - никак не удается найти Усиков. Звонит по знакомым, чтобы узнать маршрут.
Вдруг за высоким кустом сирени замечаем выложенные бетонной плиткой могилы Григория и Мотри. На общем черном надгробии стоят искусственные красные калы и выбита надпись : "Помним, любим, скорбим". Из дат под именами теперь известно, что Григорий Григорьевич родился в 1927 году, а умер в 2007 году.
- Ой, а как это без фотографии…, - говорит Владимир Павлович, глядя на надгробие. - Григорий Григорьевич был вратарем футбольной команды сахарного завода. Это он тогда как раз с войны пришел. На фото в книге на нем медали - это за боевые заслуги. Был такой спортивный мужчина. На свои годы не выглядел, потому что был подтянут. Его считали авторитетом, наставником молодежи.
С кладбища быстро едем обратно в село. Должен успеть на последнюю маршрутку в Сумы.
ДОМ В ВОРЗЕЛЕ
До полномасштабной войны Александр Усик с женой Екатериной, матерью и детьми жили в Ворзеле под Киевом. Во время российского наступления на столицу - поселок был оккупирован. В имении Усиков жили вражеские солдаты.
Дом Александра Усика в Ворзеле стоит на въезде в поселок - у высоких сосен. Отсюда в столицу - всего 15 мин машиной. Рядом расположены санатории, базы отдыха, есть озера и пруды.
По сравнению с соседскими помпезными домами - имение Усиков довольно скромное: невысокий двухэтажный дом спрятан за деревянным забором. Имеет светлый фасад. Окна обрамлены шоколадным цветом. На воротах установлена камера видеонаблюдения. Перед входом возвышаются туи.
О том, что Усик живет в Ворзеле, стало известно благодаря его жене - она выкладывала фото имения в Instagram. Когда украинские военные освободили Ворзель, Екатерина показала, что оставили после себя оккупанты. На выложенных ею фото видно, что россияне заехали танками прямо во двор. Повредили газон гусеницами и разрушили забор, сломали кусты и деревья. На крыльце оставили пустые бутылки из-под алкоголя, разбитую посуду, разбросанную скорлупу яиц. Просто во дворе ходили в туалет.
Сейчас забор и двор восстановили, а перед домом снова зеленеет трава. Рядом не видно соседей, однако удается пообщаться с местными возле кофейни неподалеку.
- Я переехала сюда из Львова, - говорит бариста. - Усиков никогда здесь не видела, но мне рассказывали, что здесь их дом стоит.
Остальные местные тоже признаются, что боксера с женой здесь уже не видят. Предполагают, что семья могла продать этот дом.
Комментарии