Турция стала одним из основных ньюсмейкеров последних месяцев. Эта страна выставила условия расширению НАТО в Скандинавии, обменялась репликами с Грецией по поводу спорных островов. Демонстрирует активность в урегулировании российско-украинской войны, объявила о новой военной операции в Сирии. А президент Реджеп Эрдоган настаивает на изменении существующих правил международного порядка.
Радикальное изменение курса Турции несет большие риски, как для Запада, так и для Украины. Ввиду ключевой роли Анкары в Черном море и сдерживании экспансии России.
Все эти события, развернувшиеся в последние недели, свидетельствуют о курсе на увеличение турецкого влияния как регионального, так и глобального игрока, что привлекает особое внимание к действиям и планам Анкары.
"Восточный базар" на входе в НАТО
Руководствуясь известными ей соображениями, Турция спровоцировала серьезный кризис внутри НАТО, заблокировав заявки Финляндии и Швеции на членство. Этот шаг на первый взгляд неизбежно играет на руку Москве.
Этот кризис начался в мае с заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана, выступившего против существующего консенсуса по расширению Альянса в Скандинавии.
Первоначально ключевые западные государства рассматривали этот спор как незначительный и выразили уверенность в быстром поиске компромисса. Аналитики убеждали, что Турция не станет долго сопротивляться. Впрочем, за несколько недель до саммита в Мадриде, турецкое вето против исторического расширения НАТО до сих пор не сняли.
Как и во многих странах, в Турции внешняя политика является непосредственным продолжением внутренней. Опросы свидетельствуют об отставании политической силы действующего президента на будущих через год выборах. Учитывая сложность уладить макроэкономические проблемы за это время, для Эрдогана один из немногих способов изменить социологию в свою пользу – играть роль "сильного лидера" на международной арене. Эта роль ему знакома.
Выбор таких вопросов, как расширение НАТО, нарушение соглашений по спорным островам Грецией и борьба с Рабочей партией Курдистана хорошо вписывается в патриотический спектр турецкого общественного мнения. Жертвами этой тактики в этом году стали Стокгольм и Хельсинки.
Ирония заключается в том, что Анкара, вместо того чтобы непублично обсудить свои вопросы с Финляндией и Швецией, навязала открытый торг, полностью противоречащий традициям и интересам НАТО в период острой напряженности с Москвой.
Турция настаивает, что Швеция и Финляндия нечувствительны к ее беспокойствам по поводу угроз национальной безопасности.
Что касается Финляндии, то действительно существенным для Анкары является вопрос эмбарго на поставки оружия, введенный после трансграничной военной операции Турции на севере Сирии в 2019 году.
Со Швецией все сложнее. Турецкие курды являются заметным политическим присутствием в стране.
Турция выступает против требований государственности курдов, десятилетиями конфликтует с Рабочей партией Курдистана (РПК. – Gazeta.ua) и считает ее террористической организацией. Правительство Швеции было исторически внимательным к вопросам прав человека и меньшинств в своей внешней политике, поэтому приняло до 100 тысяч курдов. А у парламента королевства несколько депутатов курдского происхождения. В Турции считают, что Стокгольм был слишком благосклонен к РПК и связанным с ней структурам в Сирии.
8 июня Анкара сформулировала десять требований для разблокирования вступления Финляндии и Швеции в НАТО.
Среди главных – отказ от поддержки Рабочей партии Курдистана и других организаций, которые Турция считает террористическими. Также от Стокгольма и Хельсинки требуют депортировать в Турцию "причастных к терроризму лиц" и прекращение контактов с упомянутыми организациями, замораживание их активов и запрет на курдские демонстрации в Швеции и Финляндии.
НАТО должно иметь полную поддержку двух новых кандидатов, поэтому эта реальность заставит Стокгольм и Хельсинки серьезно учесть беспокойство Анкары. Однако непонятно, можно ли удовлетворить все требования Турции, учитывая необходимость соблюдения в двух странах прав граждан курдского происхождения.
В частности, в начале июня власти Финляндии отказались экстрадировать курдов, которых Турция считает террористами и требует передать их турецким властям. Правоохранительные органы Финляндии получили десять запросов об экстрадиции представителей РПК и Движения Фетхуллаха Гюлена (оппозиционного действующему правительству Анкары писателя-теолога - Gazeta.ua). При этом Финляндия удовлетворила всего два случая, когда людей не обвиняли в терроризме. Оба дела касались сексуальных преступлений.
Что характерно, столь жесткая внешнеполитическая позиция правительства имеет многопартийную поддержку в Турции и не является линией разграничения во внутренней политике. Критика касается больше стиля, чем сущности. Другими словами, оппозиция критиковала Эрдогана за то, что он решил разыграть это публично, утверждая, что интересы Турции лучше удовлетворить посредством дипломатии закрытых дверей.
За считанные недели до Мадридского саммита НАТО давление на Турцию будет усиливаться. Североатлантический альянс не может позволить себе зайти в тупик
Это давление на правительства Швеции и Финляндии ставит Турцию в затруднительное положение. Поскольку две военно-нейтральные страны меняют свою оборонную политику в то время, когда Анкара, единственная среди членов НАТО, не поддержала Запад во введении санкций или развертывании войск на Востоке Европы.
Сегодня вступление Финляндии и Швеции рассматривается Альянсом как основополагающий элемент ответа Запада на неспровоцированную и жестокую агрессию России против Украины. Блокировка их вступления означает косвенный удар Эрдогана по администрации президента США Джо Байдена, восстановлению его лидерства в Альянсе.
Для самой Турции эта блокировка сведет на нет бонусы, полученные после вторжения России в Украину.
В последнее время большинство стран НАТО приветствовали политическую поддержку Анкарой резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, ее закрытие турецких проливов после начала вторжения или поставки Украине ударных беспилотников Bayraktar.
Теперь же будет преобладать "полупустой стакан": никаких войск, отданных развертыванию НАТО на его восточном фланге. Никаких торговых санкций, никаких ограничений на полеты и переманивание российских олигархов.
За считанные недели до Мадридского саммита НАТО давление на Турцию будет усиливаться. Североатлантический альянс не может позволить себе зайти в тупик, став заложником политических амбиций одного своего члена.
Санкции по вооружению
Эрдоган уже входил в конфронтацию с Западом в 2019 году, приобретя российские ракетные системы С-400. Чем фактически исключил развертывание противоракетной обороны НАТО в Турции.
Планы Турции по закупке С-400 вызвали отрицательную реакцию в США. Там было принято решение исключить Анкару из программы поставок американского истребителя пятого поколения F-35.
Согласно этой программе, Турция должна была получить сто F-35 на сумму около $11 млрд, причем часть средств уже перечислена производителю. Кроме того, Турция инвестировала $1,25 млрд в межгосударственную программу по производству F-35, участие в которой также было заморожено три года назад. Это может привести к потере уже вложенных Анкарой средств.
Осенью 2021 года президент Турции сообщил, что страна обратилась в США с предложением о покупке 40 истребителей F-16 производства Lockheed Martin и 80 комплектов для модернизации имеющихся боевых самолетов. И что на это получило контрпредложение о расчетах этими поставками за замороженные турецкие инвестиции в вышеупомянутую программу F-35.
Этот вопрос до сегодняшнего дня стороны окончательно не разрешили.
Впрочем, Турция по-прежнему хочет помимо С-400 закупить и систему ПРО Patriot, тем самым пытаясь играть с собственной выгодой на противоречиях Москва-Вашингтон.
Это решение мешает единой оборонной архитектуре НАТО в Европе и косвенно дает России преимущество от столкновения на своем южном фланге с турецкими вооруженными силами, лишенными новейших истребителей F-35.
США следует прекратить центробежные тенденции, когда государства НАТО закупают вооружение за пределами Альянса и его стран-партнеров
США следует прекратить центробежные тенденции, когда государства НАТО закупают вооружение за пределами Альянса и его стран-партнеров. Этот вопрос имеет несколько составляющих: и чисто экономическую, связанную с интересами ВПК США, и безопасность, связанную с риском утечки данных в ходе интеграции работы различных систем противоракетной обороны.
Как видим, дело здесь не только в закупке систем С-400 Турцией. А в прецеденте, крайне опасном для Североатлантического союза.
Как показала практика этого года, США не зря стремятся ограничить экспорт российского оружия и вводят санкции против его покупателей.
В то же время Эрдоган попытался обратить ситуацию в пользу союзников, заявив, что закупленные у РФ системы С-400 могут быть всесторонне изучены американскими специалистами.
Этот конфликт между двумя членами НАТО, возникший как попытка Вашингтона повлиять на своего упрямого союзника, Анкара успешно разворачивает свою пользу.
Не имея острой необходимости в приобретении F-35, Эрдоган уже два с половиной года демонстрирует способность Турции не подвергаться давлению, если ей это невыгодно, и диверсифицировать оружейные поставки.
России сейчас максимально выгодно, чтобы неурегулированный с 2019 года конфликт между США и Турцией прогрессировал и перешел в более горячую фазу.
Следовательно, дальнейшая изоляция Турции общих оборонных политик существенно ослабляет именно НАТО. Открывает перед Кремлем целый спектр возможностей для разного рода диверсий на Ближнем Востоке.
Украинское направление
Турция поддержала дипломатические аспекты реакции Запада на вторжение России в Украину как на уровне ООН, так и в инициативах НАТО.
Анкара также закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для российского флота после начала его полномасштабного вторжения в Украину. Обеспечила украинские силы ударными беспилотниками.
Тем не менее, Турция, единственная из стран НАТО, не вводила санкций против Москвы. Более того, в возможности заменить для России утраченные европейские рынки в Анкаре видят удачный инструмент обновления собственной экономики.
Речь идет как о российских туристах, так и об увеличении промышленного экспорта в РФ и даже о возможностях перерегистрации в Турции российского бизнеса.
С марта Анкара стала активным посредником в мирных переговорах РФ и Украины. Пытается играть ключевую роль в вопросе обеспечения морского коридора для транспортировки украинского зерна.
Турция не гнушается быть торговым посредником в приобретении краденого зерна с оккупированных украинских территорий
Прекрасно понимая российскую цель – заместить Украину на мировых рынках зерна, Турция не гнушается быть торговым посредником в приобретении краденого зерна с оккупированных украинских территорий. Грузовые корабли, следующие из оккупированного Крыма, по данным турецких СМИ, везут в порты Турции зерно из оккупированных районов Украины.
В украинском МИДе уже отреагировали на эти действия, однако публичной реакции с турецкой стороны все еще не было.
Похоже, что в ходе встречи министров иностранных дел Турции и России, Анкара отказала Москве в разрешении вернуть к местам базирования 4-х ракетных кораблей Черноморского флота, которые находятся в Средиземном море. Этот факт, учитывая текущую непростую ситуацию с ракетными ударами по Украине, уже положительный.
12 июня президент Турции анонсировал переговоры с Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным по организации экспорта зерна из Украины. Станет ли это единственной темой этих двусторонних встреч – покажет время.
Как сообщил Эрдоган, Турция продолжит заниматься вопросом разблокирования морского экспорта украинского зерна не только для себя, но и для третьих стран.
Между Москвой и Анкарой хорошо работает формула услуга за услугу
Сегодня Турция, на фоне Израиля или Австрии, является наиболее приемлемым посредником для Кремля. Очевидно, между Москвой и Анкарой хорошо работает формула услуга за услугу.
Политику Турции по Украине и РФ формируют несколько иные соображения, чем игра по противодействию расширению НАТО. Но если возражения Турции против присоединения Швеции и Финляндии будут продолжаться в среднесрочной перспективе, Анкара может подвергнуться усилению давления и приверженности ее России.
Именно поэтому сейчас Украине следует быть осмотрительной и не делать ставку на посредничество Анкары в мирном урегулировании войны с Россией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ежемесячно тратим годовой бюджет. Эту дыру нам закрывают партнеры" - Валерий Пекарь
Давление на Грецию возобновилось
23 мая президент Турции Эрдоган заявил, что премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис "больше не существует для него". Обвинил греческого политика в попытке заблокировать продажу американских истребителей F-16 в Турцию.
По словам Эрдогана, они с премьером Греции договорились не включать третьи страны в спор по поводу статуса островов в Эгейском море. Несмотря на это, как утверждает президент Турции, Кириакос Мицотакис во время визита в США выступил в Конгрессе и предостерег американцев от передачи Анкаре F-16.
Наметилась еще одна линия раскола между союзниками по НАТО
Так, с подачи Анкары наметилась еще одна линия раскола между союзниками по НАТО.
7 июня Турция призвала Грецию вывести вооруженные силы из ряда островов Эгейского моря.
Анкара отмечает нарушение Грецией международных соглашений. В начале июня министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу пригрозил, что страна откажется от безоговорочного признания суверенитета Греции над рядом островов, если Афины не перестанут размещать там вооружение.
Это заявление турецкого министра прозвучало на фоне новой эскалации напряженности между двумя союзниками по НАТО, имеющими длительную историю территориальных споров.
Греки утверждают, что Турция сознательно неправильно трактует договора.
На самом деле, страны давно ведут споры по многим вопросам, включая статус островов в Эгейском море. Что касается проблемы разделенного Кипра, нефтегазовой разведки, которую Турция ведет в смежных водах, которые есть, как заявляют в Афинах и Никосии, исключительной экономической зоной Греции и Кипра, а также использования регионального воздушного пространства.
9 июня Эрдоган выразил новое предупреждение Греции, призвав ее демилитаризовать острова в Эгейском море. Заявил, что "не шутит с этой оговоркой".
Эрдоган утверждает, что острова передали Греции при условии, что они останутся демилитаризованными.
Эта риторика является продолжением старой игры Анкары на средиземноморском театре по отношению к территориальным водам Греции и Кипра.
Поскольку Турция не подписывала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и не признает границы Республики Кипр, то Анкара ставит под вопросы и заключенные киприотами соглашения об исключительной экономической зоне с Египтом, Ливаном и Израилем.
Напряженность по поводу ширины полосы территориальных вод значительно возросла между Афинами и Анкарой в начале 1990-х годов, когда должна вступить в силу Конвенция ООН. В 1995 году парламент Турции официально заявил, что односторонние действия Греции по расширению ее территориальных вод до 12 миль станут поводом для войны. Это заявление было осуждено Грецией как нарушение Устава ООН, запрещающего "угрозы силой или ее применением против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства".
Учитывая продолжительность этого территориального конфликта между двумя средиземноморскими государствами НАТО, одним из мотивов одновременного принятия в Альянс которых в 1952 году было не допустить горячего конфликта за острова, не следует ожидать быстрого урегулирования новой фазы обострения.
Впрочем, учитывая деликатность геополитической ситуации в мире и Европе, без американской медиации в кулуарах Мадридского саммита здесь не обойдется.
Эрдоган заполняет "буфер" России на Ближнем Востоке
Анкара уже контролирует значительную территорию на севере Сирии. Но предыдущие попытки создать непрерывную зону безопасности глубиной до 30 км вдоль всей границы с Сирией пока неудачны.
Похоже, сейчас Турция уверена, что может восстановить попытку взять под полный контроль некоторые из этих территорий. Вплоть до такой степени, что Эрдоган публично объявил о новой военной операции. По его словам, первоначальной целью станут города Манбидж и Тель-Рифаат.
Таким образом, Турция официально объявила о начале военной операции в Сирии. Задачей которой, по словам Эрдогана, является "освобождение районов Тель-Рифаат и Манбидж на севере Сирии от террористов". Он также достаточно агрессивно обратился к другим странам: "Давайте посмотрим, кто поддерживает эти законные шаги Турции, а кто им мешает".
Как утверждают эксперты, одним из определяющих факторов для новой военной операции стал вывод части российских вооруженных сил из Сирии, связанный с большими потерями в боеспособных частях в войне против Украины.
Впрочем, ослабление российского присутствия в Сирии не явилось единственной причиной старта сделки именно сейчас. По словам турецких источников, есть достаточные разведывательные данные Анкары по поводу "деятельности РПК в Сирии".
Это обоснование идеально вписывается в постоянную борьбу Анкары с РПК, которую она считает террористической организацией, и ее сирийским филиалом – отрядами народной обороны.
Главной причиной запланированного военного вторжения на территорию Сирии является взятие под контроль пограничной территории, на которую переселят из Турции сирийских беженцев
Другой и наверняка главной причиной запланированного военного вторжения Турции на территорию Сирии является взятие под контроль пограничной территории глубиной 30 км, которую Анкара планирует использовать для переселения из Турции минимум миллиона сирийских беженцев.
Итак, главной стратегической целью Турции в этой операции является Тель-Рифаат, где находятся около 60% водных ресурсов региона. Наличие доступа к воде позволит переселить сирийских беженцев и возродить сельское хозяйство.
Подобная военная операция имеет значение в предвыборном году, потому что отношение турок к примерно 4 млн сирийских беженцев стало настоящей социальной проблемой.
Большинство сирийских беженцев, которые сейчас находятся в Турции, являются арабами-суннитами. Поэтому, переместив их в северную Сирию, Турция достигла бы стратегической цели "разбавить" проживающее там курдское население.
С точки зрения мотивации руководства Турции, эта операция неизбежно имеет внутриполитическое измерение, подобное возражению Турции против расширения НАТО за счет включения Финляндии и Швеции.
Впервые о вторжении в эти регионы заявили в ноябре прошлого года. Но в тот момент Эрдогану пришлось бы сталкиваться с более неуступчивой позицией Москвы и сильным возражением со стороны партнеров по НАТО.
Поэтому Турции пришлось ждать созданного им кризиса в НАТО вокруг принятия Швеции и Финляндии, в результате чего голос Анкары стал весить гораздо больше, чем полгода назад.
Сейчас Турция недвусмысленно намекает на союзников по НАТО, что нужно принять эту реальность. В противном случае Анкара не позволит Финляндии и Швеции присоединиться к Альянсу.
Новая турецкая операция, возможно, столкнется с интересами США в Сирии. Это может обострить дипломатический спор между Турцией и ее западными союзниками по продаже военных самолетов США, отношениям с Россией и расширению НАТО.
Цена этого кризиса может оказаться как никогда высокой, и не в последнюю очередь – для Украины.
Раскол внутри НАТО очень нужен РФ. Особенно сейчас, когда Кремль направляет усилия по разрушению подходов Запада в вопросах санкций и поддержки Украины.
Если Москва хочет получить какую-либо поддержку в войне в Украине, то должна принять турецкий захват новых территорий в Сирии
Одновременно Анкара посылает сигналы в Москву, что если та хочет получить какую-то поддержку в войне в Украине, то принять турецкий захват новых территорий в Сирии.
На пресс-конференции после состоявшихся 8 июня переговоров глав МИД Турции и России турецкий министр обозначил три темы, важные для его страны, чтобы оставаться мощным политическим игроком в регионе.
Речь шла о посредничестве в мирных переговорах между РФ и Украиной, урегулировании ситуации на Южном Кавказе (Карабах), а также о запланированной военной операции в Сирии с целью создания предпосылок для переселения в "зону безопасности" части сирийских беженцев.
Заинтересованность в приверженности Кремлю по этим инициативам обусловливает и изменение риторики Анкары в сторону ослабления режима западных санкций в отношении России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Коррупции стало меньше. Но через три месяца чиновники снова расслабились"
Эрдоган и выборы
Сегодняшняя политическая конъюнктура как никогда сложна для турецкого президента. Рекордная девальвация турецкой лиры и сопутствующие экономические проблемы ослабили как его персональный рейтинг, так и позиции его партии.
Ровно через год, в июне 2023-го, в Турции пройдут одновременно и парламентские, и президентские выборы.
В этой ситуации Эрдогану безразличны пожелания США, союзников и партнеров. Это, безусловно, не поведение союзника. В результате создается впечатление непредсказуемой внешней политики и недостаточной солидарности, чем предполагалось от ключевого партнера по НАТО.
Но Эрдоган совсем не хочет реальной конфронтации ни из США, ни с РФ.
Скорее всего, турецкого лидера не устраивает нынешний статус Турции в отношениях с Вашингтоном и НАТО, и он настаивает на его повышении.
Турция остается крайне важной для нас страной
Безусловно, Турция остается очень важной для нас страной. Сотрудничество в области вооружений, сдерживание от наращивания присутствия российских ВМС в Черном море и участие в гуманитарных инициативах все еще делают Анкару незаменимым партнером для Украины в регионе.
Несмотря на крайне тревожные сигналы по сближению с Россией, сохранение партнерских отношений с суверенной Украиной имеет критическое значение и для Анкары. Ведь усиление присутствия РФ в южных регионах Украины и, как следствие, превращение Черного моря в сферу российского влияния несет прямые угрозы позициям самой Турции.
Впрочем, явно выраженный на сегодняшний день тренд на тактическое сотрудничество с РФ, лишает Анкару роли беспристрастного посредника в российско-украинской войне. Или, по крайней мере, откладывает эту роль в урегулировании споров с западными союзниками. Нужно это понимать.
Поэтому наибольшим риском для Украины может быть ситуация, когда посредник, который должен быть бесстрастным, вместо справедливого разрешения спора будет, прежде всего, пытаться решить собственные задачи за счет продолжающейся войны.
В умении торговаться и управлять кризисами в своих интересах Эрдоган почти не имеет равных, что он уже неоднократно доказывал за последние десятилетия.
Александр Калиниченко, юрист-международник, руководитель проекта "Заметки Атлантиста" для Gazeta.ua
Комментарии
1