15 июня по инициативе США в Рамштайне состоялась встреча Контактной группы по вопросам обороны Украины относительно поддержки нашего государства. Министры обороны 50 стран (+10 по сравнению с "Рамштайн-2") сосредоточились над формированием новой стратегии и комплекса мероприятий по поддержке Украины в ее борьбе с вооруженной агрессией, которую совершила Россия.
Внимание украинского общества приковано к "а почему нам мало дали?!", что совершенно не отражает смысл события. Накладывается общий контекст накануне встречи: ежедневно дефицит вооруженных систем, близких или лучших по тактико-техническим характеристикам по сравнению с российскими, оценивается западными экспертами в 200 погибших украинских воинов. Ситуацию усугубляет недостаток артиллерийских снарядов: на 50-60 тысяч выстрелов российской артиллерии ежесуточно мы отвечаем 5-6 тысячам. Но не путать это с информацией в СМИ якобы о российском преимуществе в артиллерии "в 10 раз по отдельным направлениям", это крайне сомнительная цифра, я не верю в нее.
Развитие поддержки очень схематично выглядит так:
"Рамштайн-1": мы испытываем смешанные чувства страха перед РФ и озадачены волей украинцев к сопротивлению. Дадим индивидуальное противотанковое и зенитное оружие и посмотрим, собирается ли Украина вообще воевать.
"Рамштайн-2": ничего себе ВСУ дают?! Предоставим больше противотанкового и зенитного оружия. Видим, что с артиллерией – проблемы, поэтому немного даем гаубиц разных видов. Посмотрим, сможете ли овладеть и эффективно применять.
20 стран объявляют о новых национальных пакетах помощи Украине. Политологи оценили встречу 26 апреля как день, когда были созданы условия для достижения перелома в войне против путинского нашествия.
После "Рамштайна-2" Конгресс и Сенат США приняли законопроект о выделении Украине $40 млрд из бюджета страны.
Перед "Рамштайном-3" председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Марк Милли: "Украинцы – первоклассные артиллеристы".
"Рамштайн-3": нужно отыскать возможности и предоставить Украине больше артиллерии, чем мы планировали раньше. А еще предстоит преодолеть дефицит боеприпасов, поставить все необходимое для достижения паритета с вооруженными силами РФ на поле боя.
Мировой политический контекст после "Рамштайна-3" для Украины достаточно неблагоприятный. В конце июля большинство парламентов стран-партнеров уйдет на каникулы, деятельность правительств будет минимизирована из-за невозможности принятия законодательных решений. Сентябрь – начало нового бюджетного процесса, в некоторых странах – начало избирательной гонки. В полный рост поднимутся проблемы подготовки к отопительному сезону в условиях российских газовых игрищ, создание запасов горючего на зиму, начало учебного года и много жизненных текущих проблем. Все это логично приведет к уменьшению возможностей оказывать нам помощь. И не только военную. С Украиной останется небольшой круг государств, непосредственно заинтересованных в военном и не только поражении России, и страны, которые станут следующим объектом российских захватов.
ВС РФ сосредоточили мощные группировки на Изюмском и Северодонецком направлениях для наступления на Славянск и завершения своей операции по захвату Донецкой и Луганской областей
Все это хорошо видит и понимает наш враг. Уже сегодня ВС РФ сосредоточили мощные группировки на Изюмском и Северодонецком направлениях для наступления на Славянск и завершение операции по захвату Донецкой и Луганской областей. Торопятся, потому что должны достичь оперативной кульминации до прибытия средств вооруженной борьбы в украинские подразделения на линии фронта. Следует учитывать общее уменьшение военного потенциала РФ за время операции, их количественное превосходство тает, враг осознает это и стремится добиться как можно больших военных успехов. Группировка вторжения продвигается с темпами, отвечающими оперативно-тактическим нормативам Первой мировой войны. Заплатила за это продвижение потерей 120% танков и боевых бронированных машин (т.е. потеряло все, что имели на 24.02, а затем еще 20% от предоставленных из резервов и восстановленного), 64% самолетов, 74% вертолетов.
Для Украины сугубо с военной точки зрения краткосрочная перспектива – удержать Донбасс, за который, по выражению генерала Марка Милли, "украинцы сражаются зубами и когтями", совершить перегруппировку сил и начать контрнаступление. Это не значит, что перед нами не стоят задачи на среднесрочную и долгосрочную перспективу, очерченные современным геостратегическим контекстом.
Собственно, о Рамштайне как явлении - не нужно считать Контактную группу по обороне Украины супермаркетом, городским базаром или заседанием сельсовета, где решают, как преодолеть последствия очередного стихийного бедствия.
Министерство обороны и украинский Генеральный штаб еще в 2004 году перешли к оборонному планированию на основе возможностей. То есть затыкание текущих дыр останками бюджета оставили в прошлом – 18 лет назад. Базовыми компонентами возможностей являются следующие:
1) доктрина (т.е. правила ведения боевых действий);
2) организация работы подразделений;
3) личный состав и его подготовка;
4) руководящий состав и их обучение;
5) вооружение и военная техника, в том числе запасы, необходимая инфраструктура. Почему-то украинская общественность видит только пункт "вооружения и военная техника". И крайне опасно ошибается.
Основа огневой мощи ВС Украины – артиллерия. Около 100% – это советские образцы
Давайте рассмотрим это скрупулезнее. Основа огневой мощи ВС Украины – артиллерия. Около 100% – это советские образцы, не видевшие модернизации со дня выхода с завода-производителя. Некоторые увидели средний ремонт, далее последовали годы бездумной эксплуатации или не менее бессмысленного хранения, эпоха утилизации боеприпасов путем их расстреливания в циклопических количествах (прощай, ресурс стволов!), за этим – 8 лет войны. Добавляем взорванные российскими диверсантами склады-арсеналы, переход главного источника снабжения 122 и 152 мм снарядов в разряд "противник на поле боя", миграцию бывших соседей по бараку Варшавского договора на 155 мм, взорванный ГРУ РФ состав боеприпасов в Чехии, отсутствие собственного производства боеприпасов. Далее увидим проблему: настанет день, когда в мире заканчиваются боеприпасы нужной номенклатуры, а у нас ресурс пушечных стволов. Что тогда?
Логичным выводом является уже сейчас начать перевооружение подразделений 155 мм системами (способность 5) одновременно переобучая персонал (способность 3) и командование (4), корректируя способности 1 и 2. Вопрос на смекалку: попытки выцыганить больше оружия решают наши проблемы? Как по мне – нет.
На возможности 4 остановлюсь отдельно. В 2018-2019 годах я успел четыре раза, не покидая Украину, повысить квалификацию у партнеров из НАТО: раз у британцев из тренировочной миссии Orbital, раз – под руководством тренировочной миссии штаба Объединенного командования Объединенных вооруженных сил НАТО (Брюнсум) и дважды – с инструкторами штаба Объединенного Верховного Командования "Юго-Восток" (Измир). Так вот, первых лиц нашего военного руководства там не было вообще, кроме дней открытия и закрытия. Когда старший инструктор, турецкий полковник, узнал, что я – top level commander, то до кофе-брейка перемещался по аудитории почти строевым шагом, пока за кофе мы не познакомились поближе. Поэтому мой опыт говорит, что приобрести 4 у нас легко не получится. А организовывать применение оружия, которого нам сколько ни дай, а все мало, у кого-то есть. От этого эффективность применения оружия зависит и дальнейшая помощь союзников тоже.
Как руководитель подразделения оборонного планирования оперативного звена с многолетним опытом скажу, что Министерство обороны и Генеральный штаб выбрали лучший из возможных путь перевооружения. А именно - изымать в полном составе подразделение на старой советской технике, перевооружить, переучить у партнеров и вернуть обновленный юнит на старое место. Такое оборонительно-планировочное лего – замена старых кубиков новыми: и конструкция не теряет прочности, и выглядит значительно лучше. Старые кубики (читай вооружение советских времен) идут на замену погрызенным (свино)собаками. Не знаю, происходит ли во время этого процесса переход на организационно-штатные структуры, принятые в НАТО, тактические штабы - на S-структуру. Но во время обучения происходит слаживание подразделения уровня "батальон/дивизион", то есть основной тактической единицы на поле боя, и выходит юнит с устойчивыми внутренними связями взаимодействия. А это – достижение. Еще такое: инструкторы вооруженных сил США завершают подготовку 60 украинских артиллеристов к эксплуатации HIMARS. Обслуживание этой реактивной системы залпового огня – 3 человека. Мы получили 4 РСЗО. Будет привлечено 12 человек. А для чего нам еще – 48 додумываем самостоятельно. Всего на разные образцы боевой техники проходят подготовку около 1000 украинских военных.
Не следует мерить Рамштайн количеством единиц предоставленного оружия. На войне противоборствуют военные потенциалы, войска меряются способностями
Не следует мерить Рамштайн количеством единиц предоставленного оружия. На войне противоборствуют военные потенциалы, войска меряются способностями, а здесь Украина избрала очень верный путь. Тем, кому мало дали HIMARS, генерал Марк Милли ответил: "Они должны быть способны поразить значительное количество целей". Те четыре машины, которые уже поступили и применяются - 4 РСЗО по 6 высокоточных реактивных снарядов - 24 гарантированно поражены одним залпом единичные цели. На фоне заявления обеспечения разведывательными данными стрельбы украинских HIMARS разведками партнеров "значительное количество целей" следует понимать, как "дадим еще, пока тренируйтесь".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ежемесячно тратим годовой бюджет. Эту дыру нам закрывают партнеры" - Валерий Пекарь
Другой взгляд на Рамштайн может быть подан через утопленный на днях у острова Змеиный российский военный буксир. Выполнялась задача обороны морского побережья государства, то есть те же возможности должны быть реализованы определенным образом ВМС Украины. Чтобы Harpoon попал в цель, должны были сработать системы разведки (найти цель), управление (сгенерировать решения, определить задачи, довести их до исполнителей, обеспечить исполнение, проконтролировать), система связи (обеспечить защищенный обмен информацией), логистики (привезти вовремя и скрытно все нужное туда, куда следует), боевое обеспечение (окопы, маскировку, РЭБ, ПВО, вот все). И все сработало. А откуда взялась материальная база? А с "Раммштайна-2" и взялась. То есть, еще в апреле Минобороны выбрало курс на получение комплексных решений. И это сработало.
Все интересующиеся слышали о заявленной потребности в 1000 орудиях, Вооруженные силы США располагают 999 гаубицами М777 калибра 155 мм
Все интересующиеся слышали о заявленной потребности в "1000 орудий, 300 РСЗО, 2000 БМП, 500 танков и 1000 БПЛА" (такое количество оружия нужно ВСУ для победы, по словам советника главы Офиса президента Михаила Подоляка. – Gazeta.ua). Эти цифры прокомментировал военный аналитик CNN Марк Гартлинг, генерал-лейтенант в отставке, примерно так: "Вооруженные силы США располагают 999 гаубицами М777 калибра 155 мм, в том числе в Корпусе морской пехоты – 481, в Сухопутных войсках и Национальной гвардии. То есть нам для того, чтобы закончить войну и выбросить 🇷🇺 из 🇺🇦, нужно отдать все имеющиеся в ВС США гаубицы?".
Мировой рынок оружия – не супермаркет. Там не находятся сиюминутно значительные количества вооружений и военной техники. Текущая потребность, и не только украинская, может быть удовлетворена в краткосрочной перспективе:
а) из складских запасов изготовителей;
б) за счет запасов вооруженных сил, по разным причинам удерживаемых на базах, складах, в арсеналах;
в) изъятие требуемого непосредственно из подразделений вооруженных сил.
В среднесрочной перспективе речь идет о:
а) изготовление нужного/желательного предприятиями промышленности;
б) восстановление неисправного из тех же складов, баз и арсеналов (как, например, с испанскими танками).
Дали нам 2000 БМП. Как их доставить в Украину? Где поставить? Это 17 механизированных бригад. Мы столько ресурсно потянем?
Возьмем чисто логистический аспект: ну дали нам 2000 БМП. Как их доставить в Украину? Где поставить? Когда, как и где научить 2000 механиков-водителей, 2000 командиров БМП, 2000 наводчиков-операторов, ремонтников? Для понимания: инструкция по эксплуатации танка "Абрамс" – 200 страниц технического текста на английском языке. Ребенок, овладевший за 12 лет школы английским до уровня "читаю и понимаю о чем написано" оказывается в Институте международных отношений, а не в армии, как правило. Поэтому лозунги "овладею американским танком за три дня" непутевыми. Как и за чей счет создать запасы боеприпасов и эксплуатационных материалов? Есть ли в Украине место, которое невозможно обстрелять "Калибрами" или "Искандерами"? Решение очевидно: все сделать вне национальной территории и затем стремительным транзитом перебросить экипажи с техникой в нужные районы. Однако существует огромное но: 2000 БМП – это 17 механизированных бригад. Мы столько ресурсно потянем? В Рамштайне здраво смотрят на такие заявления. Там собираются люди, которые в курсе, что длина колонны механизированного полка – 15 км, а бригады – 25, стандартный эшелон – 53 платформы (больше от входной стрелке к выходной на украинские станции не влезает), то есть 106 БМП.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Турция играет на стороне Кремля против НАТО. Украине нужно быть осмотрительной
Чем еще запомнится Рамштайн-3? Тем, что это сугубо военный клуб, где решение принимается быстро. Однажды я встретился в Брюсселе с руководителем украинской военной миссии генералом Владимиром Аскаровым, мудрым человеком, моим бывшим командиром и наставником. Тогда он, комментируя деятельность офиса НАТО, отметил: "НАТО – политический орган. 50% предложений от военных вообще отклоняется. 25% одобряют, но военные не могут их узнать после обработки политиками. Только последние 25% – то, о чем мы говорили". За три месяца – три "Рамштайна", вполне конкретные решения и конкретная помощь. За это время в офисе НАТО – совещания-заседания. И даже советское время разведывательный беспилотник Ту-143 "Рейс", летевший по селу на Житомирщине, а пролетевший через воздушное пространство Польши, Словакии, Чехии, Венгрии и Хорватии, вполне членов Альянса, не приблизил решение об усилении ПВО/ПРО хотя бы на передовом рубеже – в Украине.
Ллойд Остин является машинистом паровоза, который тянет поезд уже из 50 вагонов по маршруту Рамштайн – Украина
Здесь стоит получить клише "роль личности в истории" и прыгнуть к личности министра обороны США господина Ллойда Остина, который и является машинистом паровоза, тянущего поезд с уже 50 вагонов по маршруту Рамштайн - Украина. "Мы собираемся и дальше вращать небо и землю, чтобы получить необходимое Украине вооружение", - заявляет машинист этого поезда.
И господин Остин – не один, наши поставили стрелочников в ключевых точках и очень удачно это сделали. Вспомним также наших друзей из Альбиона, предоставивших нам NLAW еще до того, как быть на стороне Света стало трендом. Именно министр обороны Великобритании Бен Воллес созвал в марте конференцию доноров Украины. Мы его не заметили. А вот Черноморский флот РФ подметил. К ним точно так прилетел Harpoon. Следующая конференция состоится в августе в Копенгагене.
Подсказочки: состоится в стране с очень длинной береговой линией, с неплохим флотом, с мобильными пусковыми установками противокорабельных ракет, зерно, блокада портов, голодная Африка, страдающая Всемирная продовольственная программа ООН, генерал Бен Ходжес с предложением провести обучение эскадры НАТО в Черном море и затем незаметно перейти к операции гуманитарного транзита зерна из украинских портов в сопровождении боевых кораблей стран-участниц учений. Не факт, что произойдет именно так, но 14 государств едут в Копенгаген.
Страны-доноры четко понимают, что помощь не может быть бесконечной, им не удастся объяснить своим избирателям, почему раздается национальный бюджет, а кое-где и снижаются национальные оборонные способности. Такое понимание, к сожалению, не сплошно-тотальное, есть и в Украине: мы не должны забрасывать в горнило войны все, что нам предоставляется и верить, что передовому форпосту цивилизованного мира все виноваты и должны дать еще. Вопросы эффективного использования помощи поднимается со своего места и вот-вот начнет громко о себе заявлять. Поэтому замена "постсоветских" структур на натовские - адекватное и наиболее эффективное решение. Следует держать в фокусе тот факт, что дикие танцы на неэффективности использования западной помощи Вооруженными силами Украины – один из нарративов российской пропаганды.
Вне фокуса внимания общественности остается почти все, что не из железа. Между тем, уже второй год США реализуют в Украине четырехлетнюю программу стоимостью 38 миллионов долларов по развитию украинских способностей киберзащиты. Жители Киевщины и Ивано-Франковской области вспомнят отключение электроэнергии в 2014 году из-за российского кибер вмешательства в деятельность распределительных сетей. С тех пор такого не происходило, программа дает результат. Сотрудничество будет углублено и продолжено.
Несколько остановлюсь на том, как выглядит Сторона света. Наши, условно говоря, "миноритарные" помощники предоставили: Мальта – лекарство; Ирландия – горючее, бронежилеты, каски и лекарства; Люксембург – 100 ПТРК, автомобили Jeep Wrangler, 15 палаток; Северная Македония тоже что-то прислала (помнит о подаренных Украиной Ми-24, которые помогли решить проблему борьбы с албанским сепаратизмом в горах).
Предоставили тяжелую технику:
Польша – 18 САУ "Краб", 240 танков Т-72; Британия – 120 ББМ "Мастиф"; Канада – 4 гаубицы М777, БТР Roshel Senator; Норвегия – 22 155 мм САУ М109; Эстония – 122 мм гаубицы Д-30, 7 ББМ "Mamba Mk2 EE"; Греция - РСЗО RM-70 "Вампир", 122 БМП-1 (модернизированный боевой модуль, на башне дополнительно стоит пулемет 50 калибра Browning); Чехия – 20 152 мм САУ "Дана", 20 РСЗО RM-70 "Вампир", 12 танков Т-72; Дания – 50 БТР М113, ПКР Harpoon; Австралия – 6 гаубиц М777, 20 БТР Bushmaster, 14 БТР М113; Франция – 12 155 мм САУ Caesar; Испания – 20 бронемашин Uro Vamtac; Португалия – 5 155 мм гаубиц М114, 15 БТР М113; Нидерланды – БТР YPR-765, точное количество неизвестно; Словакия – зрк С-300; Словения – танки Т-72; ФРГ – 14 БТР; США – 108 155 мм гаубиц м777, 100 бронемашин Humvee, 200 БТР М113.
Предоставили авиационную технику:
Чехия – вертолеты Ми-24; Латвия – несколько вертолетов; США – 3 вертолета Ми-17. Мы видим, что в стороне от нашей борьбы люди не стоят, помощь весома. К клубу присоединились Грузия, Молдова и Эквадор. Но поставьте себя на место начальника логистики, который все это пестрое множество должен заправить, зарядить, отремонтировать. И снова возвращаю читателя в курс нашего Министерства обороны на комплексность решений.
Маршал Франции Джан-Джакомо Тревульцио отметил еще в XVI веке: "Для войны нужны три вещи - деньги, деньги и еще раз деньги". 13 июня президент Франции Эммануэль Макрон отметил, что "Франция вступила в военную экономику", и определил министерству обороны и генштабу вооруженных сил своей страны задачу пересмотреть содержание закона о военном планировании до 2025 года "из-за изменения геополитического контекста".
Мы можем сделать вывод, что растет значение каждых суток, военно-политическое руководство государства, украинская дипломатия должны ежедневно делать трудную и кропотливую работу, целью которой является непрерывность ресурсной поддержки нашего государства союзниками, а военное командование – непрерывное развитие возможностей сил обороны.
Виктор КЕВЛЮК, эксперт Центра оборонных стратегий, для Gazeta.ua
Комментарии