Существует много свидетельств того, что военное противостояние с Западом не временная тактика режима Путина, а его долгосрочная стратегия. О растущих геополитических амбициях Кремля свидетельствует, в частности, заявление о разработке и производстве новых военно-транспортных самолетов – как существующих образцов, так и перспективных.
Флот современных военно-транспортных самолетов – это мобильная составляющая армии, обеспечивающая способность быстро перебрасывать войска с техникой. Это заявка на мощные агрессивные действия.
Но рассмотрим, какие конструкторские и производственные возможности стоят за этими амбициозными планами Москвы.
Российский аналог "Руслана"
1 марта 2024 г. стало известно о заказе Минобороны РФ разработки тяжелого транспортного самолета в рамках проекта "Ил-100 "Слон". Патент на него зарегистрировали в мае 2022, а хайповая "презентация" состоялась в конце 2023 года. Специалисты уже идентифицировали Ил-100 грузоподъемностью 100 тонн как российскую копию украинского Ан-124 "Руслан". Для его строительства выбрали Ульяновский авиазавод, где остались стапели для производства Ан-124 "Руслан" и где обслуживают эти самолеты без согласования с разработчиком – на свой страх и риск.
В декабре 2023 года РФ показала, что может поднять на воздух сразу семь Ан-124. К 2026 году в стране-агрессоре планируется увеличить парк действующих Ан-124 до 25 единиц. Но одно дело – оперировать существующим флотом, другое – самостоятельно наладить производство уникальных самолетов.
Определенную помощь могут в этом, конечно, оказать китайские коллеги, которые овладели соответствующими технологиями благодаря тесному сотрудничеству с ГП "Антонов".
Однако специалисты считают проект Ил-100 пропагандистским и бумажным. Его ключевая проблема – двигатель. Д-18Т, используемый на Ан-124-100, уже безнадежно устарел. В то время как условно перспективный ПД-35 еще только в состоянии разработок.
Уместно напомнить о том, что компания "Иллюшин" с 2013 года приступила к модернизации другого военно-транспортного самолета – Ил-476. Путин назвал его "первым практически новым самолетом, изготовленным российским авиапромом за последние двадцать лет", что довольно красноречиво показало реальный конструкторский потенциал российского самолетостроения, способного лишь в лучшем случае к подражанию.
Ил-476 является фактически тем же Ил-76, но даже для его модернизации в РФ нет соответствующего уровня специалистов
Украинский специалист Дмитрий Кива, который с 1987 по 2005 год был главным конструктором ГП "Антонов", а с 2005 по 2016 год – его генеральным конструктором, оценивает перспективы россиян в этой сфере достаточно скептически. По его мнению, самолет Ил-476 является фактически тем же Ил-76, но даже для его модернизации в РФ нет соответствующего уровня специалистов. "Россия практически потеряла школу военно-транспортной авиации, – считает Кива. – У современных российских КБ отсутствуют необходимые знания, опыт и квалификация для новейших разработок военно-транспортных самолетов".
Турбовинтовый Ил-212
Другой самолетостроительный прожект, пафосно объявленный россиянами, это турбовинтовой Ил-212. Этот реактивный военно-транспортный самолет создается на базе турбовинтового Ил-112 на замену самолетам типов Ан-26 и Ан-72.
Первый опытный экземпляр самолета должен быть изготовлен в конце 2026 г., а уже в 2030 г. он должен быть принят на вооружение ВС РФ. Согласно заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, работы по Ил-212 начались в октябре 2023 года. Стало известно, что в новом проекте от Ил-112 останутся фюзеляж и бортовое оборудование, а вот конструкция крыла, шасси, топливная система и гидросистема будут переработаны для использования под реактивный двигатель ПД-8, который разрабатывается для пассажирского SSJ-100. Последний, кстати, имеет до 90% западных комплектующих.
Конструкторы заявили, что двигатель ПД-8 имеет стартовую тягу почти вдвое больше, чем турбовинтовой ТВ7-117СТ, стоявший на Ил-112. Соответственно, грузоподъемность Ил-212 должна существенно увеличиться по сравнению с его предшественником (до 5 тонн).
Впрочем, самолет, который хотят довести до ума россияне, уже имеет не слишком успешную историю. Единственный опытный образец Ил-112В был потерян из-за катастрофы в августе 2021 года – ровно через 20 лет с начала его разработки. Во время испытательного полета он просто загорелся в воздухе и не дотянул полтора километра до аэродрома.
Примечательно, что планы первого полета опытного образца постоянно сдвигались: с 2010 года на 2017 год, затем на 2019 год…
Специалисты признали ошибку в проектировании. В частности, у самолета обнаружили около 2-3 тонн "лишнего веса" по сравнению с требованиями к машине, изложенными в технической задаче. Так что на борт он мог брать всего две-три тонны груза.
Кроме того, у двигателя ТВ7-117СТ разработки компании "Климов" были обнаружены значительные недостатки.
Тем не менее, в России продолжают работать над разработкой двигателя ПД-8. Поставки первого SSJ-100 с такими двигателями могут появиться не раньше 2026 года. Какими они окажутся в воздухе, и поднимется ли в воздух хоть опытный образец Ил-212, можно только догадываться. Ведь двигатели ПД-8 давно установлены на реактивный пассажирский SJ-100, но подъема этой машины в воздух до сих пор так и не произошло.
Зачем
Объявленные амбициозные программы транспортного самолетостроения свидетельствуют, что, несмотря на провал операции под Киевом в феврале-марте 2022 года, когда доставленный вертолетами десант был уничтожен на земле, а приземлению крупных самолетов – Ил-76 и Ан-124, – помешала украинская артиллерия, россияне продолжают верить в эффективность десантных операций.
Возникает вопрос: почему для этого понадобилась разработка новых самолетов?
Официально ВКС РФ располагает ориентировочно до 25 воздушных судов типа Ан-72 и до 110 самолетов Ан-26. Однако реальность может быть совсем другой – у РФ есть ограниченные возможности по содержанию самолетов украинской разработки в боевом состоянии, ведь после захвата Крыма и вооруженной агрессии в 2014 году прямые связи с производителями были сведены к нулю.
Потому новый самолет собственного производства для геополитических амбиций россиян – это не роскошь, а необходимость.
Осталось только разобраться, почему Москва так упорно пытается решить непосильную для себя задачу?
Почему для нее важно получить реактивный Ил-212 для замены Ан-26 и Ан-72, а также удвоить парк гигантов воздушных перевозок – "Русланов"? И почему об этом заявлено именно сейчас, в марте 2024 года?
Кремль решил сделать ставку на мобильность своих десантно-штурмовых подразделений
Очевидно, что после военных неудач в Украине Кремль ищет такое "чудо-оружие", которое мог бы и дальше держать в напряжении Запад. Успехов по этому делу пока россияне не добились. Даже в дружественном Китае откровенно высмеяли разрекламированную Путиным "гиперзвуковую ракету" "Кинжал", вместе с которой потерпела фиаско не менее фантастическая по своим характеристикам ракета "Циркон". После этого пугать войска НАТО России откровенно больше нечем.
В этих условиях Кремль решил сделать ставку на мобильность своих десантно-штурмовых подразделений, для быстрого перебрасывания которых и предназначены названные выше самолеты.
Разумеется, это прямая угроза соседним европейским странам. Не случайно 7 марта президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС имеет пять лет, чтобы сформировать оборонный союз и фактически подготовиться к войне.
Комментарии