Выиграть президентские выборы будет значительно труднее, чем парламентские. Ведь купить 15 тысяч украинцев не то же, что несколько миллионов.
Об этом во время круглого стола сказал глава Комитета избирателей Александр Черненко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Социологи уверены, что протестные настроения избирателей будут нарастать
"В каждом округе была своя история, но были тренды одинаковые для всех. Прежде всего это - формирование избирательных комиссий. На одних выборах не было баланса в комиссиях, но на этот раз комиссии использовали массово и цинично. Использовали и членов комиссий и технические партии. Оппозиция была в комиссиях в меньшинстве. Но даже двое принципиальных членов комиссий от оппозиции могли не допустить фальсификаций, ложась на коробки с бюллетенями. Мы видели также и таких членов ОИК от оппозиции, которые подыгрывали проведенным кандидатам. Оппозиции нужно над этим подумать", - сказал Черненко.
Он отметил, что активно использовали во время выборов в Украине технологии подкупа.
"Подкуп был какой угодно: прямой, не прямой, скрытый и откровенный, за бюджетные средства, за средства кандидатов. Где-то подкуп не сработал, например в Киеве. Но есть много мест где все же сработал: в Каневе, на Волыни, в округе того же Дубневича. Не срабатывали эти технологии когда на одном округе соревновались несколько кандидатов, которые сыпали деньгами. Люди забывали кто что дал, запутывались. Шли несколько денежных мешков, а выигрывали как раз люди, которые этим не занимались. Технология прямого общения с избирателями сработала в Киеве. На округах Ляпиной, Чумака, Бригинца. Но надо понимать, что Киев - достаточно компактный, в селах трудно эту технологию применять. Я бы не преувеличивал влияния адмиресурса. В то время как административно-силовой все же действовал. Часто даже в минус", - сказал он .
Черненко отметил, что на мажоритарных выборах 2002 года админресурс имел значимо большее влияние на избирателей.
"Во времена Кучмы, в 2002 году, админресурс действовал значительно эффективнее. Сегодня это доходило до абсурда. В некоторых округах самовыдвиженцы - один договорился с мэром, другой с губернатором, а третий с главой администрации. И так они соревновались друг с другом", - рассказал он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Свобода" потратила на избирательную кампанию более 23 миллионов гривен
По мнению главы Комитета избирателей, президентская избирательная кампания будет отличаться от этой.
"На будущее: президентские выборы - это не парламентские. Такую пирамиду подкупа по всей Украине очень трудно отработать. Купить 10-15 тысяч это не то, что купить миллион-полтора. Нужно сделать другой закон и эффективно противостоять на уровне комиссий, на уровне наблюдения", - добавил он
Комментарии
24