- Изменить форму - не означает сделать реформу. Пока ожидания общества от новой полиции и ее профессиональный уровень не совпадают, - говорит бывший прокурор Виктор Шемчук.
Как в общем оцениваете реформу в МВД?
- Есть две задачи для неотложного решения. Первое - профессионализм. Сейчас полицейские не имеют ни жизненного опыта, ни опыта управлять подчиненными, ни специального образования. Все - из-за сжатых сроков подготовки. В США полицейского готовят год. Наши же пока хорошо обучены фотоискусству, носить людей через лужи. И не обучены, как действовать в случае экстремальных ситуаций, когда увидят оружие в руках злоумышленника. Поэтому каждую неделю должно быть не менее 4 часов правового образования, тренинги или обучение в юридических учреждениях. Главное - подобрать лучших тренеров.
И второе. К сожалению, деятельность полиции еще не имеет достаточного правового урегулирования. Нужно немедленно принимать отраслевые законы. Им придется задерживать преступников, применять спецсредства и оружие. Могут быть жалобы на полицейских. Или даже возбуждение против них уголовных дел. Важно, чтобы сотрудники патрульной полиции были защищены, знали свои права. Чтобы у них не пропало желание работать дальше.
Но на все это нужно время.
- Уже весной Украину может поглотить уголовный шторм. Хуже, чем в начале 1990-х. Такого количества незаконного оружия, которое есть сейчас у людей, в Украине не было никогда. Поэтому надо завершить реформы как можно скорее. Чтобы в новый год войти с бюджетом, в котором будут предусмотрены средства и на новую полицию, и на деятельность антикоррупционного бюро, и национальную службу расследований.
Сейчас правоохранительная система находится в состоянии турбулентности, такого управляемого хаоса. Стабильны еще суды, недобитая прокуратура и костяк, который пока не ушел из МВД. Некоторые функции органы уже потеряли - не отслеживают процессы в уголовном мире. Фактически, уже нет уголовного розыска, уничтожен УБОП, потерян кадровый потенциал аналитиков, работавших над системой профилактики и проблем преступности. Функции этих подразделений передаются на "потом", в никуда.
Между милиционерами и полицейскими возможное противостояние?
- К сожалению, да. Полиция - герои, хоть они еще ничего не сделали. А милицию, на которой лежит вся тяжесть борьбы с ежедневной преступностью, уже затоптали. Хотя там еще остались специалисты, которые в голове держат больше информации, чем любая картотека. Нельзя их терять. На этой, лучшей базе, надо сделать правильную уголовную полицию, которая не будет иметь милицейских недостатков. И к которой будет положительно относиться общество.
Хочу предостеречь от спешки. Потому что так можно легко уничтожить систему криминальной милиции. Людей, которые еще продолжают борьбу с общеуголовными преступлениями, организованными группами, бандитизмом, коррупцией. А есть ли кем их заменить?
Есть и другая опасность - чтобы новая полиция не набралась от милиции того худшего, за что ее не любят.
Почему начали именно с патрульной полиции?
- Патруль было легче запустить в работу. Следующим шагом может быть деление на муниципальную и общегосударственную полицию. Муниципальная должна отвечать за ситуацию в городе, районе или области и обеспечивать полностью соблюдение закона на этой территории. Общегосударственная должна расследовать преступления и передавать их в суд. Кражу велосипеда должны расследовать полицейские и местная муниципальная полиция. А убийства, изнасилования, коррупционные действия, грабежи и разбои должны быть в производстве службы расследований. Итак, на территории должна была быть дифференцирована подследственность: по не тяжелых преступлениях - у местных полицейских, по тяжким - у следователей. Это есть во многих странах и дает положительные результаты.
Нам часто рассказывают, что в Грузии сделали реформу, и за один день все поменяли. Неправда. Там тоже поменяли патруль - видимое лицо полиции. А оставили профессиональную составляющую милиции, дополнив ее новыми кадрами. Это как в хлебе - взять закваску и дополнить ее мукой. Нам эту закваску надо найти среди милицейских подразделений. Школы криминологов во Львове, Харькове, Одессе, Киеве всегда были очень сильными.
Как отсеять негодяев?
- Служебные проверки, полиграф, плюс активные граждане. Неужели в районе, где работает участковый, люди не знают, что это за человек? Знают. А почему молчат? Если патруль докажет свою эффективность, то люди начнут доверять новым органам. Не на кухне будут жаловаться на вымогательство, а писать заявления и добиваться наказания коррупционерам.
Система предохранителей должна отсеять также людей, которые применяли психическое или физическое насилие к подозреваемым. Также бессердечных и бездушных, даже если это произошло из-за профессиональной деформации. Им в новой полиции не место.
От человеческого фактора никто не застрахован. Главное, чтобы этим не воспользовались реваншисты, которые захотят доказать, что полиция это плохо, а реформы это зло. Что "мы ничего не делаем, только реформируем, а нужна стабильность".
Как сделать, чтобы дела расследовались быстро, но не закрывались для галочки?
- Убрать действующий сейчас принцип - показатели превыше всего. Стимулом раскрывать преступления должна быть зарплата. Человек, который работает и раскрывает преступления должен получать в разы больше того, кто бездельничает. Во-вторых, должно быть не важно, сколько ты завел уголовных или административных производств. Главным должен быть вопрос - сколько по результатам расследования суд вынес приговоров, сколько преступлений удалось предотвратить.
Уже начался отбор новых прокуроров. Какие принципы здесь должны доминировать?
- Работники прокуратуры проходят сейчас аттестацию, сдают экзамены, из них будет набрано 700 новых прокуроров. Это хорошо. Но я не сторонник подхода, когда сначала экзаменуют прокуроров на местах, и только потом - руководство. Почему сначала не сдают экзамены заместители Генерального прокурора, прокуроры регионов и их заместители, работники аппарата Генпрокуратуры? Пусть бы они и показали пример.
Неожиданностью для иностранных реформаторов стал профессиональный уровень сотрудников украинской прокуратуры. Он оказался намного выше, чем ожидали. Потому что эти люди ежедневно делают реальную работу на местах, а не просиживают в аппарате. Большинство из них набрали свыше 70 баллов, есть и результаты 97 баллов из 100 возможных. Некоторые даже апеллировали, что в тесте есть по два правильных ответа и доказали это.
Главный акцент должен быть сделан на отборе руководителей прокуратур. Потому что здесь, в тесном кругу, друг о друге все знают. Не берет прокурор района взяток - не берут и его подчиненные. Тогда этот орган имеет уважение в округе. Иначе уровень доверия, как и в целом в государстве - "кефирный", 2,5 процента.
За 17 лет, что я работал в прокуратуре, мы каждые два года переживали какие-то реформы. То изменения законов, то новые кодексы, то построение работы по французскому опыту, то по немецкому. Думаю, на экспериментах надо ставить точку. Пора создать украинскую прокуратуру с украинским опытом. Учредить собственные традиции. Чтобы за опытом ездили к нам.
Что делать с теми, кто не пройдет отбор, кого сократят?
- Они не пропадут. Будут хорошими адвокатами и нотариусами. Могут пойти и в полицию, ведь такой прокурор будет иметь больший профессиональный опыт, чем рядовой новоизбранный полицейский. Мы имеем почти 20 000 прокуроров. После реформы их должно остаться не более 5000.
Какие предохранители должны быть, чтобы система не скатывалась к преступной группировке взяточников?
- СБУ проводит оперативные мероприятия против милиции, милиция преследует СБУ-шников за совершение ими преступлений, прокуратура надзирает за СБУ и милицией. За прокуратурой никто не наблюдал. Возможно, поэтому она и начала гнить.
До недавнего времени, кроме внутреннего контроля кадрового департамента ГПУ, другого контроля не было. В этом году ввели еще генеральную инспекцию. Она проводит проверки и очищает ряды прокуратуры от взяточников и негодяев. Еще есть подразделение в Генпрокуратуре, расследующее преступления работников. МВД и СБУ также передают свои материалы о противоправных действиях прокуроров генеральной инспекции. Это уже дало положительные результаты. Постоянно обнаруживают коррупционные действия. Недавно в ГПУ задержали "бриллиантовых" прокуроров. Поэтому орган самоочищается.
Какие схемы махинаций и "крышевания" действуют в прокуратуре?
- Допустим, в законе прописано, что за преступление предусмотрено от 3 до 7 лет. Прокурор может взять взятку за то, что будет просить в суде наказание именно 3 года, а не 7.
Второе - из-за длительного периода работы на одном месте прокуроры, милиционеры, спецслужащие и судьи настолько тесно сотрудничали, что заменяли собой правовую систему в государстве. Договаривались между собой.
Третье - "крышевали" добычу песка, камней из реки, янтаря, вырубку лесов, контрабанду. Брали деньги за то, чтобы этого "не видеть". Такая же клоунада с контрабандой. Все знают в регионе, кто контрабандисты, кроме СБУ и прокуратуры.
Есть предложение депутатов, в пределах реформы местного самоуправления, ввести выборность прокуроров в регионах. Как по мне - целесообразно. Если будет механизм избрания, то будет и механизм отзыва. И если львовяне увидят, что прокурор города закрывает глаза на незаконные новостройки, то долго его держать не будут. Но так, чтобы это не доходило до абсурда. Я сам был губернатором и никогда не позволил бы себе назначать "своего" милиционера, прокурора или санитарного врача. Вместо децентрализации таким образом можно получить полную федерализацию.
Комментарии