После принятия нового закона о выборах следует ожидать изменения политической системы. Она прошла свою точку невозврата, считает эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко.
- Украинская политическая элита заинтересована в консервировании социума, где она занимает ведущие позиции. Это же создает препятствие для модернизации общества и государства.
Почему вы так думаете?
- Часто в мировой истории народы попадали к точке невозврата, когда они не могли отступить на прежние рельсы своего существования. Классическим примером является Франция во главе с Людовиком ХVI и дворянами. Ее устройство не отвечало требованиям культуры, развития производства, логике общественно-политической динамики. Общество не могло меняться, когда жизнь шла вперед, поэтому возникла Французская революция.
Вот мы 20 лет независимы. У нас возник правящий класс. Он тратит свои усилия на то, чтобы максимально долго эксплуатировать ресурсы и население страны, не заботясь о воспроизведении. Страна относительно богатая - ее можно длительное время эксплуатировать небольшой и закрытой группе. Когда мы видим, как деградирует городская инфраструктура Одессы или Донецка, то стоит вспомнить лондонские и швейцарские дома нашей элиты. Они не вкладывают ничего в тех людей, которые им создают супер-капиталы.
В 2004 году у всех появилась надежда на то, что можно трансформировать власть, начать изменения. Но и после Оранжевого Майдана политическая элита пошла на консервацию. Теперь Банковая протянула новый избирательный закон, чтобы консервировать элиту еще больше. Это уменьшает легитимность Верховной Рады в глазах избирателей. Скандал с нардепом Романом Забзалюком и перекупкой "тушек" - еще один штрих в картину нелегитимности парламента и всех государственных институтов. Не принципиально - новые люди там или старые. Новые будут действовать по старым правилам. Ни интеллектуального, ни морального обновления Верховной Рады не будет.
Есть способы цивилизованного выхода из такого состояния?
- Точка невозврата в том, что граждане не могут изменить ситуацию через выборы. Их значение нивелируется. Мы уже видели Налоговый майдан, "цифровой" майдан. Общество переходит к тихому гражданскому неповиновению - люди объединяются, растет солидарность.
Сколько такая ситуация может продолжаться?
- Долго не может, поскольку сейчас время очень сжатое. Элита это также понимает. Вы видели нового министра Вооруженных Сил? С таким военным начальником армия нужна только для "освоения ресурса". Загнивание происходит очень быстро. Но спрогнозировать, когда прорвет, не могу. Есть просто такое ощущение, что должно что-то произойти, что общество хочет перемен, а консервативная политическая модель этого не хочет, поскольку это не отвечает ее интересам. И это противоречие не решишь за очередные "честные выборы". Значит общество должно столкнуться с элитой. Как именно политическая история оформит это столкновение - революция, переворот, бунты - не могу спрогнозировать.
Революциям предшествовали революции сознания - просвещение во Франции, социализм в России. У нас есть такое брожение сознания?
- В какой-то степени есть. Но у нас общество поглощает мыслителей. Для примера: сейчас такое объединение "Сам". Создали его профессиональные грантоеды. Как сказал один мой умный приятель в Фейсбуке: "Объединение "Сам", кроме собственного депутатства, не может сгенерировать никакой идеи". Или есть объединение "Мы - европейцы". Но Европа сама в кризисе - экономическом, политическом, интеллектуальном. То есть "европейцы" хотят недорого продать нам билет на "Титаник". Поэтому если хотим настоящих перемен, то надо революция мышления - революция мысли.
У нас есть такие люди?
- Я бы назвал Георгия Почепцова и Сергея Дацюка. Есть люди, но они - не лидеры общественного мнения, подобно Монтескье или Руссо в дореволюционной Франции. Они находятся на информационной обочине. Наше общество подстроено под ток-шоу. История с Забзалюком - один из элементов этого шоу. Революция предполагает интеллектуальной и идейной почвы. А в Украине она прозябает.
Если не будет реформ или революции, то что будет дальше?
- Если не произойдут качественные изменения в самом обществе, то мы не заслуживаем собственную государственность - государственность информационного общества. Единственное, что нас сейчас спасает от поглощения Россией и ее агрессии - счета российских чиновников и олигархов в западных банках. Страх ареста этих активов как санкция за аннексию на Востоке Европы пугает больше, чем украинская армия и наш военно-промышленный комплекс. Румыния является членом НАТО, поэтому заинтересована только в гуманитарной и социальной экспансии на Буковине и Бессарабии. Другим странам мы не интересны. Но так всегда не будет.
Комментарии
118