
Расформирование подразделения ДК-8 в составе Государственной пограничной службы вызвало громкий публичный конфликт.
Военный и специалист по аэроразведке Юрий Касьянов обвинил руководство в давлении и возложил ответственность за решение на главу ОП Андрея Ермака. В то же время в ГПСУ говорят: решение приняли из-за низкой результативности подразделения. Детали - в сводке РБК-Украина.
На днях Касьянов объявил, что его подразделение расформировывают. По его версии, это произошло после его интервью, где он якобы говорил о проблемах и монополизации рынка компанией Fire Point. Он обнародовал обращение бойцов подразделения к командующему Силами беспилотных систем ВСУ Роберту Бровде ("Мадяру") и президенту Владимиру Зеленскому, в котором утверждает, что личному составу не объяснили причины расформирования и выдали списки на перевод в разные подразделения.
Касьянов заявил, что выходит на Майдан, чтобы добиться, чтобы его услышал президент. В новом посте на Facebook он также утверждает, что командование уволило офицера, исполнявшего обязанности командира, и что на личный состав оказывают давление, угрожают тюремным заключением и выбивают компромат.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Защищать тыл или идти на фронт: власть запуталась в собственных решениях
Спикер ГПСУ Андрей Демченко в интервью РБК-Украина объяснил, что расформирование подразделения связано с отсутствием подтвержденных результатов при выполнении боевых задач. По его словам, подразделение было введено в штат одного из пограничных отрядов в апреле 2024 года.
Изначально его численность составляла более 40 человек; в результате организационно-штатных изменений штат вырос до примерно 100 военнослужащих.
Демченко привел оперативные показатели: подразделение применило 560 беспилотных комплексов (средняя стоимость - 252 тыс. грн), в 2025 году осуществило 12 выездов и использовало 299 БПЛА. В то же время, по оценке пограничного ведомства, ни разу не было подтверждено поражение определенных военных или военно-промышленных объектов противника. Данные о поражении также не подтверждались другими органами военного управления, добавил спикер.
Демченко отметил, что для подразделения ГПСУ организовало помещения, вооружение, средства защиты, автотранспорт (11 ед. плюс 3 - волонтерские), более 6 тонн ГСМ (только в 2025 году), радиостанции, старлинки, ноутбуки и планшеты. В то же время высокую результативность публично декларировал только сам Касьянов - других подтверждений нет.
По словам Демченко, личный состав ДК-8 будет распределен по другим боевым подразделениям ГПСУ исключительно по своей специальности и продолжит службу в подразделениях разведывательно-ударных беспилотных авиационных комплексов. В пограничное ведомство также не поступало ходатайств от других составляющих сил безопасности и обороны о переводе этого подразделения в другие формирования.
Командующий Силами беспилотных систем ВСУ Роберт Бровди в публичной реакции сообщил, что находится на связи с Касьяновым и призвал рассмотреть возможность перехода группы в СБС. Он также отметил, что подразделение Касьянова принадлежит не к ВСУ, а к ГПСУ, и имеет что сказать об этом подразделении, но не публично. По его словам, совместно с Касьяновым уже определен дальнейший порядок действий.
Ситуация остается напряженной: с одной стороны - обвинение военного в политическом давлении, с другой - официальное объяснение от ГПСУ об отсутствии подтвержденных результатов. Ключевым следующим шагом для выяснения обстоятельств будет официальное завершение процедуры расформирования, перевод личного состава и публичные или внутренние проверки эффективности их работы.
Правительство Украины приняло экспериментальное решение, которое позволяет добровольческим формированиям территориальных громад(ДФТГ) создавать мобильные огневые группы для борьбы с иранскими дронами-камикадзе Shahed.
Добровольцам, которые пройдут соответствующую подготовку и сертификацию, официально разрешили использовать пулеметы, беспилотники и даже легкую авиацию для защиты воздушного пространства, пишет военный эксперт Юрий Касьянов.
Комментарии