Еще весной 2021 года Москва подошла вплотную к началу полномасштабного вооруженного конфликта с Украиной.
Год назад РФ сконцентрировала войска вблизи наших границ. Организовала в своих медиа шумную пропагандистскую антизападную кампанию. Попробовала осуществить фактическую блокаду украинских морских портов.
Тогда по разным причинам Кремлю не удалось. Пожалуй, не в последнюю очередь потому, что Владимир Путин хотел лично встретиться с президентом США Джо Байденом. И добиться от него каких-либо уступок по отношению к Украине, а именно "свободы рук" под тем или иным поводом. Получив отрицательный ответ, в Кремле вроде бы на время успокоились и начали притворяться сторонниками мира.
Впрочем, для многих в нашей стране уже в начале сентября в прошлом году было понятно - Россия не отказалась от своих планов принуждения Украины к эрзац-миру. А фактически до унизительной капитуляции на своих условиях.
Украину провозгласили "форпостом Запада против России"
Показательным было и открыто враждебное отношение русских кругов к нашему государству. Украину провозгласили "форпостом Запада против России". Поощряла Москву и позиция некоторых европейских правительств, которые не понимали или не хотели видеть подлинные мотивы российской политики.
В конце же осени стало очевидно, что РФ взяла курс на прямую военную агрессию. Что же свидетельствовало об этом? Анализ имеющейся информации позволяет констатировать следующее.
Во-первых, начиная с октября/ноября 2021 года, российские официальные представители на разных уровнях все чаще стали называть руководство Украины "киевским режимом". Это однозначно свидетельствовало о том, что в Москве не считают власть в Украине легитимной. А значит, не будут соблюдать международные правила в отношении нашего государства и готовы применить какие-либо средства для его развала и уничтожения.
Во-вторых, официальные представители российской стороны начали постоянно и публично обвинять Украину в подготовке и осуществлении террористических и других взрывных акций на территории РФ. В частности, и в оккупированном Крыму. Безусловно, это делалось для укоренения среди россиян настроений о враждебности и подготовки широкого общественного мнения к войне.
В российском информационном поле начали появляться материалы якобы украинцы, готовые к воссоединению с РФ
В-третьих, в российском информационном поле в открытом доступе начали появляться материалы, что якобы власти в Киеве поддерживают лишь "сравнительно небольшое количество людей" с "натовским и американским" образованием. Также утверждалось, что представители младшего и среднего офицерского состава Вооруженных сил Украины "не готовы стоять насмерть за киевских властителей". Широко распространенная в РФ тоска по советскому наследию, механически экстраполировалась на украинское общество. Его считали почти тождественным русскому. Якобы, украинцы готовы к воссоединению с Россией. Соответственно, разрабатывали специальные методики по подрыву морального духа наших вооруженных сил, распространяли настроения неверия в способность противостоять российским войскам, предлагали склонять наших бойцов к измене с использованием материальных и других стимулов.
Также в материалах говорилось о существовании враждебности и недоверия между "националистическими вооруженными формированиями, являющимися силовым инструментом киевской власти" и регулярными подразделениями ВСУ. В РФ продвигали мнения о том, что "радикальный национализм является проектом сил, не имеющих отношения к украинскому народу". Соответственно, делали совершенно ошибочный вывод о том, что наши военные нелояльны, не доверяют руководству государства и не будут защищать Родину. А наоборот – в случае вооруженного конфликта будут сразу переходить на сторону противника. Честно говоря, в военной истории трудно найти пример более грубой ошибки в оценке нравственного состояния потенциального противника.
Ударение делали вроде бы на слабости наших Вооруженных сил и полной неготовности их противостоять армии РФ, имеющей на вооружении "новую технику"
В четвертых, ударение делали вроде бы на слабости наших Вооруженных сил и полной неготовности их противостоять армии РФ. Которая имеет на вооружении "новую технику, которая украинским военным даже не может и сниться". В то же время, в своих болезненных фантазиях правящие круги РФ видели, что жители некоторых восточных и южных регионов Украины "только и ждут прихода российской армии", что должна "защитить их от националистов и бандеровцев". По всей видимости, здесь российские планировщики исходили из опыта практически беспрепятственной и ускоренной паспортизации населения ОРДЛО.
В-пятых, известные эксперты из окружения российского руководства распространяли утверждение, что "Украина не может сохраниться в нынешних границах". Открыто отмечали, что "Россия оцеплена государствами, которые не могут решать вопросы собственного развития и безопасности с опорой только на внутренние резервы". А "решением многих проблем было бы возвращение части бывших союзных республик в некую форму прямого управления из Москвы". С использованием разного рода манипуляций обосновывался тезис о том, что наше государство "стало территорией, из которой осуществляется политика, враждебна российским интересам". В присущей в РФ наглой манере, прямо напоминающей самые отвратительные образцы нацистской пропаганды, утверждалось, что Украина является "зоной наибольшего геополитического напряжения, причем без права на собственную субъектность".
Популярные в российском медиапространстве мантры о том, что "втягивание Украины в геополитические игры США на фоне развертывания сил НАТО в непосредственной близости от наших границ будут иметь серьезные последствия. И заставят провести ответные меры для выравнивания военно-стратегического баланса". А некоторые российские эксперты начали толковать это как прямое обещание действий на украинском направлении.
Официально заявляли, что Россия имеет право использовать свои вооруженные силы за рубежом и обязана защищать своих граждан "за пределами ее территории"
Параллельно, на официальном уровне заявлялось, что в соответствии с действующим законодательством Россия имеет право на оперативное использование своих вооруженных сил за рубежом и прямо обязана защищать ее граждан "за пределами ее территории".
То есть уже в конце осени прошлого года российское руководство было абсолютно убеждено в том, что военная операция против Украины обеспечена широкой внутренней поддержкой, будет быстрой и пройдет почти без потерь.
Содействовать этому должны, среди прочего, и меры в рамках реализации Военной доктрины Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, утвержденной 4 ноября 2021 года. В частности, этот документ предусматривает организацию совместной обороны; создание и развитие объединенных военных систем; организация и проведение совместной оперативной, боевой, мобилизационной подготовки национальных вооруженных сил; усиление научно-технической кооперации в области разработки военных технологий и новых видов вооружения и специальной техники. По всей видимости, уже тогда в Москве планировали использование территории белорусского сателлита в качестве плацдарма для вооруженной агрессии против нашего государства и своеобразной базы тылового обеспечения. Анализ текста Военной доктрины не позволяет сомневаться, что Украина рассматривается в Москве и Минске в качестве такой, что может представлять военную угрозу для Союзного государства.
США и страны НАТО не подверглись откровенному давлению, а порой и прямому шантажу со стороны Кремля
Как известно, спустя некоторое время, в декабре 2021 года, РФ выдвинула Западу в целом и США, в частности, свой ультиматум. Главными требованиями был отказ Североатлантического альянса от дальнейшего расширения на восток и демонтаж уже построенной инфраструктуры в странах, присоединившихся к НАТО после 1997 года. Впрочем, США и страны НАТО не подверглись откровенному давлению, а порой и прямому шантажу со стороны Кремля. Поэтому, учитывая явную неготовность к масштабному и длительному конфликту с Альянсом, в России решили совершить вероломное нападение на Украину.
Сейчас ситуация выглядит таким образом, что, несмотря на провал ее "блицкрига" и значительные потери в живой силе и технике, РФ настроена на продолжение агрессии. Ее цель – истощение нашего государства из-за экономических и других убытков. Очевидно, задачей Кремля является и деморализация населения Украины, вынужденного массово оставлять свои дома и эвакуироваться на запад страны или в другие государства. То есть Кремль хочет затянуть конфликт, параллельно впутав Киев в переговоры, и откровенно шантажируя украинцев гуманитарной катастрофой.
Содействовать этому должно и еще более активное вовлечение Беларуси в реализацию агрессивных планов Кремля. Примечательно, что обнародование текста упомянутой Военной доктрины почти совпало с совместными российско-белорусскими учениями "Союзная решительность 2022". А именно 1-20 февраля. В Беларусь направили российские самолеты Су-35, Су-25СМ, системы противовоздушной обороны С-400, зенитный дивизион с комплексами "Панцирь-С", подразделения десантников, морской пехоты и артиллерии. Также, по имеющейся информации, прорабатывались и вопросы транспортировки российских войск из Сибири и Дальнего Востока на Запад РФ. А 19 февраля Путин и Лукашенко наблюдали за обучением российских сил стратегическому сдерживанию с пусками баллистических и крылатых ракет.
Россия решили заманить Минск на территорию нашего государства еще и финансовым пряником
Очевидно, не случайно, 20 марта было объявлено о том, что Россия отложила сроки погашения Беларусью части кредитных платежей на 5-6 лет. Очевидно, Минск решили заманить на территорию нашего государства еще и финансовым пряником.
Все это делает более чем актуальным задачу выработки комплексной и проактивной стратегии асимметричного сдерживания России. Что будет учитывать реальный потенциал и предлагать сценарии соответствующего противодействия. Актуальной задачей должна стать и широкая поддержка гражданского общества соседней Беларуси. Ведь дальнейшее усиление влияния Москвы будет означать существенное увеличение опасности для нашего государства.
Сегодня в российских кругах заявляют, что так называемая "специальная военная операция" является битвой против "западного мирового господства". Откровенно озвучивают планы уничтожения суверенитета и территориальной целостности Украины – хотят аннексировать часть территории нашего государства и присоединить к РФ. На другой же части нашей державы российские стратеги, приближенные к правящей верхушке, затеяли образовать слабую страну без оборонной промышленности. Чтобы выполняла роль буфера между РФ и НАТО и не представляла даже гипотетической угрозы для Москвы.
Поезд с так называемыми "гарантиями безопасности" для России уже ушел и вряд ли вернется на станцию "Москва. Кремль. Путин"
Эти преступные планы врага столкнулись с мощным сопротивлением жителей именно тех областей, которые по российским планам должны были отойти от Украины. Более того, на линиях соединения российского общественно-политического ландшафта начинают появляться признаки перенапряжения, а в экономике нарастают большие проблемы. Российские власти были явно не готовы к введению таких масштабных и разрушительных санкций. К тому же, Путин и его камарилья становятся преступниками и изгоями в глазах мировой общественности и многих правительств. Кажется, поезд с так называемыми "гарантиями безопасности" для России уже ушел и вряд ли вернется на станцию "Москва. Кремль. Путин".
Нам же, в Украине, учитывая неизбежность долгосрочного противостояния РФ, нужно наладить системный анализ реальных возможностей врага. В частности, особое внимание потребует политическая сфера, российский оборонно-промышленный комплекс, состояние демографии, потенциал и резервы критической инфраструктуры, ситуация в сфере высоких технологий в контексте внедрения недавних и возможных дальнейших международных санкций. На фоне ожидаемого ухудшения социально-экономической ситуации, следует делать постоянный мониторинг общественных настроений, которые несомненно будут влиять на моральное состояние войск агрессора.
Комментарии