Политический кризис в стране зашел в такой глухой угол, что стороны противостояния не полагаются уже и на третью силу. Почему тупик в Южной Корее влияет на Европу, - рассказывает Gazeta.ua.
17 декабря 2024 года в Сеуле должно было состояться заседание Комиссии по борьбе с коррупцией, на котором должны были рассмотреть попытку ввести военное положение. Но не появился главный фигурант дела – президент Юн Сок Йоль.
Политик с 12 декабря резко изменил тактику: если раньше он извинялся за происходящее 7 декабря, то сейчас считает свои действия оправданными "законодательной диктатурой" оппозиции. Окружение Юн Сок Йоля сопротивляется любым попыткам установить истину. Личная охрана президента не позволила полиции Республики Корея обыскать его резиденцию и только после длительных переговоров выдала востребованные документы.
В субботу, 14 декабря, оппозиция смогла собрать голоса под повторно внесенный законопроект об импичменте Юн Сок Йоля. Но охрана президента не позволила вручить это сообщение ни главе государства, ни его представителям. Демарш президента вызвал негодование. Однако Юн Сок Йоль действует уверенно – он анонсировал свое присутствие на заседании Конституционного суда 27 декабря 2024 года, где будет рассматриваться дело о его указе по военному положению и отдельно – об импичменте. Другая следственная группа, расследующая события 3 декабря, вызывает его на допрос 21 декабря.
Достоверность того, что Юн Сок Йоль появится на этом допросе минимальна.
Идет на арест
Он сформировал команду адвокатов. Представитель группы защиты настаивает, что количество повесток от следственных структур свидетельствует о соревнованиях между ними за возможность допросить Юн Сок Йоля. Сам политик почти прекратил общение со СМИ, его окружение повторяет намерение отстраненного президента "бороться до последнего".
Этим "последним" может стать арест. Если раньше полиция настаивала на этом, учитывая возможное влияние Йоля на следствие, то в настоящее время добавилось оснований.
С одной стороны, процедура передачи повторных повесток в южнокорейском законодательстве описана нечетко, что предоставляет возможности для трактовок.
С другой стороны, игнорирование допросов косвенно может доказывать вину Юн Сок Йоля, а значит, арест нужен как мера пресечения, потому что отстраненный президент может иметь связи в армии.
За решеткой политик будет контролируемым, однако станет для многих мучеником. Учитывая особенности южнокорейской культуры, это сработает в пользу Йоля, если не будет веских доказательств его вины.
Все гораздо серьезнее
Действия отстраненного президента Южной Кореи спровоцировали раскол в правящей партии "Сила народа". Напомним, первая попытка оппозиции объявить импичмент Юн Сок Йолю потерпела поражение из-за смены лидером пропрезидентской политической силы своей позиции: сначала он поддержал инициативу, но во время голосования 7 декабря соответствующему проекту не хватило голосов.
Лидер правящей партии Хан Дон Хун публично заявил, что он против этого. 14 декабря голосование по импичменту было более успешным, что вызвало тектонические потрясения в пропрезидентской партии. Ведь "за" высказались приверженцы Юн Сок Йоля.
Таковых оказалось не менее 12 человек. Для южнокорейского политика невозможно выступить против линии партии, но 14 декабря именно это и произошло. Реагируя на демарш, пять членов высшего совета партии покинули свои должности, а 16 декабря ушел в отставку голосовавший против Йоля Хан Дон Хун. Его спешно заменил лидер фракции Квон Сон Дон, перед которым непростая задача – сохранить единство.
Известно, что Хан изменил свою позицию, когда президент изменил своему обещанию 7 декабря довериться решению правящей партии. Ведь 12 декабря он заявил о намерении "бороться до конца", в том числе в суде.
Таким образом, на самом деле в кризисе правящая партия, а не Юн Сок Йоль. Перед ней выбор: либо расколоться на фракции Юна и Хана, либо – держать строй хоть о людских глазах.
Внешне Ким, изнутри – Ли
Политический кризис в Южной Корее возник в неудобный период: администрация президента Джо Байдена считает страну опорной точкой безопасности в регионе и в таком статусе готовится передать ее преемнику, Дональду Трампу, а в Южной Корее стремительно нарастают милитаристские настроения.
Официально Белый дом признает присутствие северокорейских военных на территории РФ Киев заявляет об их участии в боевых действиях на территории Украины. На днях Южная Корея ввела отдельные санкции против 11 физических и 15 юридических лиц, причастных к незаконному военному сотрудничеству России и КНДР.
В ответ на растущие региональные угрозы КНДР для Южной Кореи важно иметь сильного лидера, но история с Юн Сок Йолем продемонстрировала вакуум власти, - утверждает The New York Times.
Поэтому отстраненный президент резкой сменой своей риторики, возможно, делает заявку на роль сильного лидера. Это особенно актуально, учитывая перспективу досрочных президентских выборов. Потому что конкурент у него уже есть, - лидер оппозиционной партии Ли Чже Мён, который на последней гонке проиграл Юну менее чем на 1%.
Спасение в единстве?
Правящей партии необходимо оставаться единой, хотя те, кто проголосовал за импичмент Юна, придерживаются более прогрессивных взглядов, считает декан Высшей школы международных исследований Университета Соган Ким Чже Чон.
Хотя технически инакомыслящих вдвое больше, чем те 12 человек, которые дали голоса за импичмент (за назначение спецпрокурора для расследования государственной измены Юна проголосовали 23 члена правящей партии), нет признаков подготовки к формализации раскола, заметил профессор политологии и права Университета Кенги Хам Сон Дик.
Если партия удержит кажущееся единство, у нее есть шанс не допустить досрочных президентских выборов, а дотянуть до очередных выборов через 5 лет. "Сейчас люди очень злые на Юна, потому что он посрамил имидж нашей страны, но буря пройдет и примерно через два месяца все забудется", - считает профессор Хам. Однако если выборы будут назначены весной 2025 года, шансы у правящей партии невелики, оппонирует профессор Ким.
Украинский вопрос
Официальный Киев рассчитывал на Южную Корею как на поставщика оружия или комплектующих. О такой перспективе говорили представители США в 2023 году. 27 ноября 2024 года министр обороны Украины Рустем Умеров посетил Сеул с официальным визитом, но последствия переговоров конкретно по оружию до сих пор неизвестны.
Хотя законодательство страны прямо запрещает поставлять оружие в воюющие государства, возможны другие варианты. В Южной Корее накоплено до 3 миллионов единиц боеприпасов и военной техники, которые с успехом покупает соседняя Польша. На одном из последних заседаний НАТО в кулуарах даже шли разговоры о необходимости противопоставить растущему присутствию южнокорейского оружия на мировом рынке наращивания европейского военного производства.
Комментарии