Так совпало, что парламентские выборы в двух близких во всех отношениях странах отстоят друг от друга по времени меньше, чем на трехмесячный срок. И вольно или невольно наталкивают на сравнения.
С одной стороны, стоит признать, что Украина ушла вперед от России в развитии демократической традиции. У них она проявляет себя в более зрелых формах. Там происходила не просто формальная смена власти, а передача власти из рук одной группы другой. Процесс этот проходит не в бесконфликтных, но в мирных формах, не то, чтобы идеально, но в пределах конституционного поля. Это - несомненное достоинство украинской демократии, какая бы она ни была молодая и странная. В этом смысле я желаю украинцам успеха.
С другой стороны, то, как выбирался президент Ющенко и как проходила подготовка к нынешним внеочередным парламентским выборам, - ни в коем случае не может служить примером для подражания в России. Нет ощущения, что у соседей это получается лучше, чем у нас. Нет уверенности в том, что процессы, которые у них проявляют себя в относительно мягких формах, станут так же мягко протекать в России. Это просто неизвестно, такого опыта у нас не было, и экспериментировать не очень хочется.
Украинская демократия - совершенно особый феномен. Это яркое доказательство непригодности универсальных теорий демократического развития, которые мало применимы к типологически иным культурам и историческим ареалам. Украинская демократия - это "майданная демократия", точнее, "майданно-вечевая", в ее регулировании самое активное участие принимает "площадь", "улица".
Это не "революция", как называли ее люди от непонимания. Революция такой не бывает. Победившая революция приходит, захватывает власть и остается с ней. А при "майданной демократии" площадь добивается законной смены власти, а потом уходит, схлынув, утихнув до следующего раза. Майдан работает в определенном цикле. Цикл этот еще не описан, не осмыслен, но ясно, что он есть. Похоже, что возникает из реальности особый тип политической системы, не характерный для Западной Европы и Америки. Это совершенно по-особому работающая демократия.
Если бы такое свойство демонстрировала только Украина, можно было списать его на украинскую специфику. Но мы видим аналогичную модель в Киргизии. Правда, там ничего не знают про "вече", но майдан-то там тоже регулярно и именно в таком, как на Украине, качестве "работает"! Это, если хотите, народное творчество в сфере государствостроительства на востоке Европы. Хотя, может быть, дело не в "востоке", а рудиментах общей советской культуры. Разве не удивительно, но очевидно, что две отдаленные страны, Киргизия и Украина, действуют в одном алгоритме урегулирования политических отношений. Эта вещь очень интересная. Но от исследовательского интереса к переносу на практику - очень большая дистанция. Я бы не хотел ничего такого в России.
У нас многие задаются вопросом, а какая Украина уcтроила бы Россию?
Мне кажется, - любая невраждебная Украина. Я бы не стал преувеличивать прочность пророссийских симпатий в ком-либо из украинских политиков. На деле внутри украинского политического слоя сложился вполне прочный консенсус о том, что Украина должна следовать своим путем, что ей необходимо держаться на разумной дистанции от России. Эта линия прослеживалась в деятельности всех украинских руководителей, начиная с первого - Кравчука, который так блестяще "облапошил" нашего Ельцина (а, может, просто "перепил" его). Так было при Кучме, и то же продолжается при Ющенко.
Дистанцирование иногда принимает жесткие истерически-демонстративые формы, иногда проявляет себя в стертых формах. Но нет оснований надеяться (как это с силу нехватки здравого смысла делают некоторые российские политики и журналисты), что когда-нибудь отношения вернутся к тому, что было в Советском Союзе. Это, как говорится, не хорошо и не плохо, а данность, которую необходимо принять.
Поэтому, когда Путин в каком-то смысле ужесточает позицию в отношении Украины, отказывается предоставлять ей привилегии просто за то, "что это Украина" (как делалось при Ельцине) - это правильно. Это признание того, что они идут своим путем, и мы идем своим путем. Очень хорошо, если мы будем дружить при этом. Но если Украина будет действовать так, как считает нужным, но вопреки интересам России, то и с этим нам придется жить, и к такому сценарию тоже необходимо готовиться нашей дипломатии.
Я с большим опасением воспринимаю радужные сценарии. На счет ближайших выборов в Верховную Раду тоже не стал бы делать стопротцентные ставки на победу Партии регионов. Всякое может быть. Синергетика выборов - страшная сила, украинцы - народ импульсивный; что может произойти за время этой кампании, никто не знает. Настроение голосующих поменялось, это факт.
Выиграет ли сам Ющенко, инициатор этих выборов?
Такой определенный вывод делать нет оснований. Думаю, что ни при каких обстоятельствах ему от этого хорошо не будет, его "размелют" - Юлия Тимошенко в первую очередь. Две трети акций, которые интерпретировались в СМИ как направленные против Януковича, на самом деле были направлены на уничтожение Ющенко, на его компрометацию и захват его электорального ресурса.
Сомневаюсь, что я был бы рад увидеть в России политика, похожего на Тимошенко, не дай Бог. Такие люди творят слишком много бед. Хотя харизматиков у нас своих - много, даже слишком. Взять хотя бы Жириновского. Но и Владимиру Вольфовичу далеко до Юлии. Несомненный авантюризм, присущий всем харизматикам, у этой дамы присутствует в особенно взрывных формах. Но харизматики хороши на площади, когда надо свергать, отнимать и захватывать. Они редко хорошо управляют и не любят ни с кем делиться. Они слишком импульсивны. Можно восторгаться Уго Чавесом, он талантливый, грандиозно одаренный харизматик, но вопрос, принесет ли он толк своей стране или ввергнет ее в большие сложности в ближайшие годы, остается открытым. То же и с Юлией.
Виктор Янукович совсем иной, более предсказуемый. Он лишен такой мощной харизмы, как Тимошенко, кажется более приземленным, даже блеклым. Зато доказал, что умеет достигать компромиссов. Не похоже, что ему особо симпатична нынешняя президентская власть, но он с ней умело ладил, где-то мирился, где-то склонял голову, где-то пытался хитрить. Он не просто размахивает палкой и рубит с плеча. В этом смысле Янукович в моих глазах вырос за последние полгода как политик, как умелец своего дела. По убеждениям он - хитрый украинский прагматик ("щирый украинец"). Поэтому кричать о том, что он наш близкий друг, что он сделает всек, как мы его попросим, не стоит. Он хорошо умеет считать. И, в принципе, еще и этим симпатичен - он ближе к украинскому народу, которому плохо. Янукович - сам выходец из бедных регионов, поэтому, видимо, понимает, что, помимо сладости от говорения на украинском языке, существует еще необходимость кормить тех, кто говорит и на чистом украинском, и на "суржике", и просто на русском.
Большая часть промышленного потенциала Украины - на Востоке. Может быть, Львов, действительно, националистическая столица Украины, но экономическая модернизация гораздо заметнее в Харькове. Совершенно напрасно оппоненты Януковича утверждают, что он тянет народ к советскому прошлому. Он по-своему воплощает прогрессивную тенденцию движения своей страны, он тянет ее в индустриальное будущее. А Юля экономически сулит согражданам свободу быть чернорабочими в Германии, если не вовсе в Польше.
Надо обязательно изучать то, что делают украинцы. Изучение чужого опыта обогащает во всех случаях, негативного опыта не бывает. Но следовать чужому опыту надо не всегда.
Комментарии