понедельник, 10 марта 2025 06:30

Как Верховная Рада готовит Украину к вступлению в Евросоюз

Как Верховная Рада готовит Украину к вступлению в Евросоюз
Фото: gettyimages.com

Большинство евроинтеграционных законов, принятых парламентом - с подачи офиса президента и правительства. Несмотря на высокую цель – некоторые из решений противоречивы.


В разгар полномасштабного вторжения России в Украину в ноябре 2022 года Европейская комиссия дала Киеву "зеленый свет" на начало переговоров о вступлении в Евросоюз.

Далее был саммит лидеров ЕС, а уже в прошлом, 2024-м, году начались переговоры по вступлению.

Украина уже преодолела значительный отрезок по пути евроинтеграции и выполнила ряд требований. Многие важные евроинтеграционные решения вступили в силу во время полномасштабного вторжения.

В этом созыве депутаты Верховной Рады зарегистрировали 177 евроинтеграционных законопроектов, 58 из которых уже были приняты.

Большинство евроинтеграционных законопроектов регистрировали народные депутаты, однако больше всего тех, которые представлены по инициативе президента и правительства. В процентном соотношении это 66% против 34%.

Пик представления евроинтеграционных законопроектов был в 2021 году, а окончательное голосование и их подписание состоялось в 2023 году.

Среди принятых законов, которые разрабатывались в Раде, больше всего – от Комитета по вопросам правовой политики и финансов, а также экологии, аграрного, правоохранительного и энергетического комитетов. Именно тех, которые касаются выполнения семи блоков реформ, необходимых для кандидатства Украины в ЕС: реформы Конституционного суда, продолжение судебной реформы, борьбы с коррупцией, включая назначение руководителя САП, борьбу с отмыванием средств, воплощение антиолигархического закона, согласование аудиовизуального законодательства с европейским, изменения законодательства о.

В то же время среди принятых есть законопроекты, которые касались не только экономики, но и сферы верховенства права, прав и свобод — возвращение требования об е-декларировании публичных служащих, добропорядочном лоббировании, законе о медиа, о новой процедуре конкурсного отбора кандидатур на должность судьи, усилении полномочий Антимонопольного.

В дальнейшем, по словам председателя комитета ВР по евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе, усилия украинского парламента постоянно должны быть направлены в первую очередь на сопровождение плана Ukraine Facility, который является основой для реализации программы финансовой поддержки Украины от ЕС вплоть до 2027 года. Кроме того, есть ряд требований от международных партнеров и финансовых организаций для предоставления Украине следующих траншей макрофинансовой помощи.

ОПЗЖ затянуло в проукраинское русло

Реализация Украиной евроинтеграционных обязательств положительно повлияла и на работу украинского парламента, в частности, консолидации вокруг соответствующих законопроектов.

Кроме того, по словам нардепов, возросло осознание ответственности за то, что Украина не может провалить свои правовые обязательства на международном уровне, непосредственно влияющие на способность страны сопротивляться агрессору.

Поддержка евроинтеграционных законопроектов во время голосований почти единодушна со всеми разными фракциями и группами. Позиция "воздержался" среди депутатов в основном связана с конструктивной критикой и оговорками, а не политической принадлежностью.

Бывшие участники пророссийской ОПЗЖ, когда-то ревностно поддерживавшие Таможенный союз, а теперь голосующие за евроинтеграцию, точно не встали под флаги Евросоюза.

Но они теперь попали в общее русло нового парламентского поведения, возникшего после полномасштабного вторжения. Так что нынешние решения в Раде не проходят без системной поддержки депутатских групп из бывшей ОПЗЖ.

Не без ложки дегтя

Однако без наших "традиционных выкрутасов" не обходится. Мы подмечаем некоторые манипулятивные решения и шаги властей, которые и называют "требованиями для членства в ЕС".

Скажем, принятый еще в 2021 году закон о деолигархизации, также обосновывавшийся необходимостью вступления в ЕС, - один из них.

Он предполагает создание реестра олигархов. В июле 2023 года экс-секретарь СНБО Алексей Данилов заявлял, что реестр хоть и готов, но он еще не заработал. Спикер Руслан Стефанчук в конце 2024 года объяснил это определенной договоренностью с Европейской комиссией. Мол, имплементация закона будет приостановлена ​​до завершения войны. То есть реестр заработает после войны.

Народный депутат Алексей Гончаренко несколько осветил обстоятельства торможения этого документа. Оказывается, на самом деле закон о деолигархизации раскритиковала Венецианская комиссия. Европейские партнеры выразили пожелание его затормозить, что власть и сделала.

"Вопрос в том, что по этому проекту закона процесс деолигархизации будет происходить в ручном режиме. Собираются органы СНБО, фактически созданные президентом, потому что именно он назначает всех членов Совета нацбезопасности и на кого-то ставится черная метка. Что, безусловно, очень легко использовать в политической борьбе. Или в шантаже определенных крупных бизнесменов. Ну и второе – проблема не в том, что есть богатые или очень богатые люди, а в том, что они ради увеличения своих капиталов и влияния могут начать пользоваться политическими инструментами, чтобы регулировать государственные решения в своих интересах. Это является проблемой и бороться с ней теми инструментами, которые заложены в этом законе невозможно", - отметил Алексей Гончаренко.

Следовательно, еще один довод в пользу того, что нам нужно двигаться к стандартам цивилизованного мира, где совсем другие правила игры и инструменты ее ведения.

Земельный бизнес не по-европейски

И еще одна горькая пилюля, которую уже называют тайной украинской независимости. Так выходит, что на пути в ЕС уничтожаются сельские общины и все больше земли переходит в руки крупного бизнеса. В то время как требование евросообщества – именно развивать, а не ликвидировать малый и средний бизнес.

И то, что сейчас происходит с украинской землей, за которую украинцы платят кровью, — большая государственная тайна. Очевидно, потому, что ее все годы независимости очень хорошо оберегают те, кто имеет с украинской земли ренту.

Наши фермеры утверждают, что их системно уничтожают в пользу крупных производителей.

Скажем, один из авторов земельной реформы, председатель Союза украинского крестьянства, председатель комитета по аграрной политике и земельным отношениям Верховной Рады 4-го созыва, экс-председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ) Иван Томич считает государственную стратегию ошибочной и указывает на существенные разногласия с децентрализацией и монополизацией села.

"Без изменения государственной стратегии аграрной политики любые кадровые перестановки – пустой звук. Еще с 90-х годов прошлого столетия Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины ставила вопрос четко: аграрная политика в Украине не может быть другой, кроме как формирование фермерского устройства. Но такой политики в Украине не было до сих пор нет, - отметил Иван Томич. - Были отдельные несистемные и непродолжительные попытки двигаться по этому направлению".

Выходит, что к началу войны у нас образовался крупнейший аграрный монстр в мире, который угрожает сельской местности и национальной демократической Украине. Это агрохолдинги, которые господствуют в Украине и ряде неевропейских стран.

Сегодня более 70% лучших черноземов в мире находятся под контролем глобальных компаний, - говорит председатель Союза украинского крестьянства. – Но даже в Бразилии, где тоже ужасная ситуация, нет таких объемов концентрации земли у компаний, контролируемых одной бизнес-средой и владельцами, как в Украине. Это путь в никуда, в пустые деревни, безработицу и потерю последнего государственного ресурса.

Не потерять свое

Конечно, мы четко отдаем себе отчет, что ЕС – не панацея от всех проблем в Украине. С другой стороны, как убедилось немало украинцев, в ЕС часто качество сервисов и публичных услуг находится на более низком, чем в Украине уровне.

К примеру, у нас проще попасть к семейному врачу. В Украине лучше налажено предоставление административных услуг, в частности электронных, через "Дию". Доставка товаров в большинство населенных пунктов возможна за сутки.

Открытие банковского счета в Украине может занять несколько минут онлайн, в то время как во многих странах ЕС на это требуется гораздо больше времени - запись на прием в банк и сбор ряда документов.

И примеров, подобных вышеперечисленным, можно еще найти. Поэтому при имплементации законодательства ЕС важно, чтобы и у нас не ухудшились качественные стандарты в отдельных сферах общественной жизни и бизнеса.

В общем, мы являемся уникальным кейсом. Потому что никто из государств-членов ЕС не страдал от полномасштабной агрессии при выполнении требований ЕС и не сталкивался с подобными вызовами.

Поэтому очень важно, чтобы украинский парламент, выполняя требования европейских партнеров, не обнулил то, что есть нашим отечественным достижением.

Сейчас вы читаете новость «Как Верховная Рада готовит Украину к вступлению в Евросоюз». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть