- Украинец пошел на выборы, проголосовал, выпил рюмку, а потом сидит на печи и наблюдает. Вместо того, чтобы контролировать, что делают его избранники, - народный депутат от "Батькивщины" 56-летний Василий Пазиняк выступает перед обществом в народном доме города Яворов Львовской области. На встречу в воскресенье пришло полсотни пенсионеров.
- В село Нагач Яворивского района поступила медтехника на сумму 100 тысяч гривен за средства государственного бюджета, - продолжает выступление. - Нужно ее где-то разместить. Вместо того, чтобы выделить деньги на ремонт старого здания, глава "попросил" сельских депутатов проголосовать за выделение 60 тысяч ему на автомобиль. И они проголосовали. Потом люди жалуются мне. А чего вы не идете к тому одному-другому депутату, который за это голосовал? Не умеем мы себя отстаивать, - качает головой. - Надо было подниматься, когда увеличили пенсионный возраст, приняли языковой закон, сфальсифицировали выборы.
Люди по очереди встают и спрашивают Пазиняка о городских банях, туалетах, советуются за кого голосовать на президентских выборах. Его помощница записывает каждое обращение. Встреча длится 1,5 часа. Пазиняк является членом комитета Верховной Рады по здравоохранению.
- Я прогнозирую, что революция таки должна начаться, - беседуем с Василием Степановичем в ресторане "Когуты" у трассы Львов-Краковец после встречи. Заказывает всем ужин, вино, кофе. - Это может даже произойти весной с появлением подснежников. Но вот надо какой-то детонатор. Им может стать повышение тарифов. Когда в дом принесут новые квитанции, то каждый поймет, что наконец-то пришли и за ним. А МВФ не даст нам новый кредит, пока не увеличим цены на комуслуги.
Василий Степанович отвечает на телефонный звонок. Консультирует кого-то, какое лекарство принимать.
- Вчера был в Жовквовском районе, - продолжает. - Впервые услышал, как священники на площади призывали народ к восстанию. Сказали, что готовы возглавить крестовый поход. Это меня обрадовало. А недавно звонит мой бывший студент-гинеколог, говорит: "Вы там держитесь, а если что - мы готовы ехать и бороться". Впервые слышу, что гинеколог, который имеет свое теплое место и копейку в кармане, хочет бороться. Хотя и за медиков мне стыдно. Они под давлением власти заявляют, что Тимошенко абсолютно здорова. Мы были у нее, она весит 40 килограммов, мышцы атрофировались. Вот еду по Львовщине, смотрю, висят билборды Медведчука о Таможенном Союзе. Ну разве здоровый народ выдержал бы это?
На встрече вы рассказали людям о списке из 1600 человек, которых власти планируют арестовать. Кто это?
Мой однопартиец заявил, что есть список из 1600 человек для первоочередных арестов. Это те люди, которые сопротивляются сегодняшней власти. Я по жизни оптимист. Но пришел в Раду, разуверился. Эта ветвь власти растоптана. На суде по делу Тимошенко тех депутатов, которые были в зале, "беркутовцы" по ногам лупили. А где же неприкосновенность? Нам нужно было сдать мандаты сразу после выборов и идти в народ. Тогда выборы признали бы нелегитимными. А на следующих мы бы могли получить минимум на сто мандатов больше.
Какой может быть новая революция?
Этот президент - не Кучма. Он выведет на улицы танки и будет кровопролитие. Потому что ему есть что защищать. Строит себе золотые унитазы, потому что у него остался комплекс со времен, когда сидел. В камере, где 15 человек и один туалет, это место было очень важным. Поэтому хочет хоть как-то компенсировать тот незабытый страх. А бежать ему некуда.
Вы входите в комитет по здравоохранению. Что в первую очередь нужно менять в этой области?
Надо прекратить вакцинацию новорожденных детей против гепатита В прошлом году от нее умерло 16 детей. Вакцина завозится из Кубы и Индии. Ее разливают в селе Померки под Харьковом. Прививка была введена в Украину несколько лет назад. В других государствах от гепатита Б вакцинируют один процент детей - тех, родители которых переболели болезнью. И это правильно. У нас же вакцинируется 80 процентов. Куба - это другой генотип. Мы требуем, чтобы вакцину закупали в Европе. Министерство говорит, что кубинская дешевле. На здоровье нации не экономят. В первый год жизни украинский ребенок получает 17 прививок. Возможно, это немного многовато. Хотя я сторонник вакцинации.
Второе - надо немедленно прекратить закрытие районных больниц. Согласно реформе, на три района должна приходиться одна больница. Там будет больше материальное обеспечение, выше зарплата врачам. Но можно ли это сделать на нашем бездорожье? Закроют сегодня две больницы в Жовкве и районе, больного с гипертоническим кризом надо будет везти за 50 километров в Каменку-Бугскую. Пока скорая приедет и вернется, пройдет три часа. За это время человек может умереть. Пилотные проекты осуществили в Донецке, Днепропетровске, Виннице, Киеве. Там их осудили. Главная цель реформы - экономия бюджетных средств.
Клиника "Феофания" для депутатов ежегодно съедает 200-300 миллионов бюджетных гривен. В же время в обычных больницах нет даже бинтов. Мало кто из чиновников в ней лечится, все едут за границу.
Туда обращается 10 % депутатов. А я не хотел бы лечиться у медиков, которые имеют малую медицинскую практику. В своей предвыборной кампании я заявлял, что "Феофания" и ведомственные санатории депутатов не нужны. На всю сельскую медицину страны выделяется столько средств, как на одну "Феофанию". Выступаю за это, чтобы эти средства направили на завершение строительства Киевского Охматдета.
Как увеличить зарплату врачам, чтобы они не брали "благодарностей"?
Человек, который проучился три года на фармацевта, получает 3 тысячи зарплаты. А врач, который учился 5 лет в университете и 3 в интернатуре - 1200. Несправедливо. Зарплата должна зависеть от предоставления медицинских услуг - сколько прооперировал, проконсультировал. Тот, к кому идут пациенты, должен получать больше того, которого по блату запихнули на должность.
При прошлом министре, семейному врачу предлагали давать пять тысяч автомобиль, жилье, лишь бы он шел работать в село. Если за год выявил определенное количество заболеваний на ранних стадиях, его премировали бы в конце года на 30-50 тысяч. Многие студенты охотно это восприняли. Однако у нас власть постоянно меняется. Каждая новая предлагает свою реформу, поэтому ни одна не может быть воплощена.
Я не против, чтобы больной отблагодарил врача, если есть возможность. Я против вымогательства. Человек не должен продавать корову, чтобы сделать операцию. Врач только должен предупредить, что придется купить - нити, марля, перчатки. Тогда пациент с тем списком идет в аптеку. Хотим комитетом поехать в Калуш, где мэр Игорь Насалик силами местного бюджета полностью обеспечил больницу всем необходимым. Но не в каждом городе есть прибыльный завод. Наши больницы обеспечиваются 20-30% от потребности.
Не стоит ли сделать медицину официально платной?
Страховая медицина - это прекрасно. Но при страховой медицине люди должны иметь соответствующую работу, возможность делать серьезные отчисления из зарплаты. Я был в Германии у своего родственника. Его пригласили на осмотр к урологу. Он застрахован в лучшей страховой компании. В месяц за себя, жену и двоих детей платит 3 тысячи евро. Но выбирает лучших специалистов. И если попадает в больницу в любой стране мира, то за ним пришлют санитарный самолет и заберут. Обзор продолжался ровно час - УЗИ, анализы крови, мочи. На прощание врач сделал комплимент его жене, рассказал, что прочитал последнюю книгу моего знакомого. На следующий день моему знакомому пришел счет на 800 евро. Он перечислил эти деньги на страховую компанию, она заплатила профессору. Все довольны. Но если бы он в этот день не пришел на осмотр? Не дай Бог, заболел бы и приходится делать операцию за 10 тысяч евро. А страховая бы ему сказала: ты не выполнил условия договора, не пришел на очередной осмотр, поэтому мы оплачиваем тебе только две тысячи, восемь оплачиваешь сам. А у нас в Украине так: нас ничего не болит, то мы не идем к врачу. Поэтому за границей профилактика на первом месте.
Вы в своей программе обещали фельдшерско-акушерские пункты в каждом селе. Как этого достичь?
Нельзя закрыть ни одного ФАПа и ни одной больницы. Пока мы не будем иметь окончательный план реформирования. Реформирование "по-ихнему" - закрыть районные больницы и выборочно ФАПы. Последние не могут дать профессиональную помощь, но первую неотложную могут. В моем селе фельдшер не раз спасала мою маму, когда у той был гипертонический криз. Пока приедет скорая, она уже прибежит хоть среди ночи и сделает укол. Не будет этого фельдшера в селе, резко увеличится количество смертей. И если мы бросим на них больше, то увидим, что нация оздоравливается. А сейчас основные средства съедают больницы высокого уровня специализации. Конечно, нужны, томографы, компьютеры.
Но купив за миллион гривен один аппарат, мы спасем на нем сто человек. А за этот миллион мы могли бы спасти тысячу по селах.
Одна из структур лоббировала строительство нового медцентра под Донецком на 4 млрд грн, по миллиарду из госбюджета выделялось бы ежегодно. Этот центр не оказывал бы практической помощи. Это скорее для научной деятельности. И депутатам удалось убедить высших чиновников, что затею следует прекратить. "Регионалке" Татьяне Бахтеевой удалось убедить министров, что лучше на этот миллиард купить линейные ускорители для каждой области. Это новое слово техники, стоит 20-30 млн гривен. Когда опухоль мозга может быть удалена баз трепанации черепа. А таких аппаратов в Украине всего четыре - в Донецке. Львове. Киеве, Харькове. А должно быть по одному в каждой области.
Комментарии
328