Полусвергнутая власть хочет тайно подписать с Россией соглашение о строительстве моста через Керченский пролив. На этот ненужный и даже опасный для Украины проект предполагается тратить бюджетные средства. Между тем правительство постоянно жалуется на недофинансирование дорог внутри страны.
В план поездки Виктора Януковича в Москву 17 декабря включен скромный пункт "Меморандум о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив". На самом же деле, русскими подготовлено целое межправительственное Соглашение о сотрудничестве в этом проекте. Кабмин своим распоряжением от 11 декабря уже поручил его подписать министру инфраструктуры. Причем проект Соглашения еще неопубликованный украинскими органами власти, поэтому о нем приходится судить по данным СМИ.
На паритетных началах (в частности, за счет бюджета Украины) предполагается строить мост, целесообразность которого не признается международным бизнесом. С точки зрения объемов грузопассажирских потоков, проект невозможно окупить в ближайшие столетия. Об этом пишут в том числе и российские СМИ. Ведь гидрогеологические условия в районе Керченского пролива делают строительство крайне затратным (а еще 20 лет назад оно вообще считалось нереальным). По состоянию на 2010 год, объект оценивался в 24 миллиарда российских рублей (800 млн. долларов) и считался настолько нереальным, что его технико-экономическое обоснование (ТЭО) даже не разрабатывалось.
С точки зрения же геоэкономики, такой мост в принципе не имеет смысла: им предлагается соединить тождественные, то есть конкурирующие между собой, регионы Украины и России. И южная Украина, и Южный Федеральный округ РФ экспортируют зерновые. Порты Одессы, Крыма и России - ожесточенные конкуренты. Причем причерноморские участки железных дорог и автомобильных дорог по обе стороны пролива перегружены и без моста. Морские курорты обеих стран соревнуются за ту же группу туристов среднего достатка. Причем сейчас, с развитием "бюджетных" авиалиний, эти туристы одинаково быстро достаются обоих регионов. Логистические потребности мелкого и среднего бизнеса вполне довольствуются существующей паромной переправой.
Зато политические последствия появления моста в Керчи весомые и опасны. Россия давно и открыто мечтает о "прямом" коридоре в Крым, чтобы уменьшить зависимость полуострова от Украины и "привязать" к себе. А на такое Кремль всегда готов тратиться. Именно эту потребность всегда подчеркивал главный лоббист проекта - печально известный губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Именно строительством моста он оправдывал свою одобренную в Кремле провокацию возле острова Тузла. Между строк читается: будущим мостом в Крым поедут не только российские "инвестиции" и "духовные ценности", а при необходимости - также и танки.
По данным СМИ, в последний российский проект соглашения по мосту включено сооружение LNG-терминала по поставке в Крым российского газа. Это новый некоммерческий рычаг поддержки сепаратизма. И саботаж многомиллиардного украинского проекта по нефтегазодобычи на шельфе Черного моря. Напомню, шельфовый проект базируется именно в Крыму, и обеспечивает прежде всего крымские энергетические потребности.
Между тем за годы, в течение которых муссируется тема сепаратистского моста, для него появился новый опасный "пассажиропоток": беженцы, террористы и наркоторговцы с Северного Кавказа и Средней Азии. "Сокращение автодороги между двумя странами на 450 километров" наиболее актуально для людей, которые избегают просвечивания чемоданов на таможне и контроля по авиабезопасности. Пока прогрессивные русские митингуют под лозунгами "Хватит кормить Кавказ" и "Даешь визы с Таджикистаном", Янукович и Азаров строят в Украине мост на войну.
Сказанного достаточно, чтобы Украина даже не рассматривала ТЭО керченского моста (которое предполагается разработать за российские средства). Ни одной бюджетной копейки украинцам нельзя потратить на этот подрывной проект. Тем более, в условиях, когда дороги и мосты внутри страны разбиты до средневекового состояния. На днях "Укравтодор" заявил, что 1% дорожной сети Украины "потерял несущую способность". Не знаю, что именно это означает, но половина автомобильных мостов моей родной Львовщины (в частности, в селе Залески Жидачивского района) действительно уже едва "несут" разве что собственный вес.
Что же касается власти, которая находит время и силы на проекты, подобные мосту через Керченский пролив, то оппозиция уже все сказала: "Банду - вон!".
Комментарии
77